История этого дендрария началась десять лет назад, в апреле 2008 года, когда Лаума и Алдис Пурини посадили в саду своего крестьянского хозяйства Vilki растение гинкго билоба. Сейчас его саженцы окружают уже тысячи других растений — деревьев и кустарников, образуя среди полей в Земгале богатый зеленый оазис, на котором пасутся лесные звери и Латвийская голубая корова, рассказывает Tavs Dārzs.
Хозяйство Vilki расположено в Светской волости Елгавского края, и, как рассказывает Лаума, говорят, раньше на этом месте был дом лесника, который окружали высокие дубы. Наверно, по лесу бегали волки — отсюда и название хутора, допускает она, добавляя, что как-нибудь надо будет проверить эту версию в архивах.
В 1933 году хозяином хутора стал прапрадедушка Лаумы Янис Будиньш с семьей. Он посадил березу, которая выросла до внушительных размеров и встречает каждого гостя на повороте (см. фото ниже). Также Лаума унаследовала от прапрадеда большой яблоневый сад с 58 яблонями разных сортов.
Территорией площадью 8,88 гектара сейчас управляют Лаума с мужем, двумя дочерьми и мамой Инарой. Все вместе занимаются работой по хозяйству и уходом за растениями. "Это семейная ферма", - говорит хозяйка.
Главное их дело — выращивание растений, а посадочный материал дает сам дендрарий. Он делится на части: молодые растения и старые, латвийские и завезенные из-за границы. Из-за жары и засухи к деревьям, которые семья посадила десять лет назад, позже были подсажены и растения, обитавшие сначала возле дома, — чтобы создать для них тень.
В ходе пересадки у хозяев возник интерес к покупке новых растений, и по дороге к родственникам в Видземе они стали заезжать в Калснавкое растениеводство за саженцами. "Покупали везде, где замечали что-то интересное, и пополняли свой сад, насколько позволяли деньги и время", - говорит Лаума. Десятилетие дендрария отметили посадкой десяти новых растений, что во время нынешнего засушливого лета стало большим вызовом.
В дендрарии растет несколько сортов голубой ели, и в этом году они усыпаны шишками. Как рассказывает Лаума, эти ели — память о мамином брате Янисе, который увлекался выращиванием хвойных растений и, например, вырастил в Vilki две голубые ели из семян.
А детей на экскурсии по хозяйству больше всего восхищают канадские ели, похожие на гномов. "Не хватает только красной шапочки — и гном готов!" - смеется Лаума.
В дендрарии также можно увидеть огромный дуб, бересклет крылатый, который осенью красиво алеет, грецкий орех, красный дуб, амурское пробковое дерево, уксусное дерево, европейскую кедровую сосну, аралию высокую, которая радует пышными соцветиями, акантопанакс, крушину, шведскую рябину, черную сосну и другие растения.
Одной из самых больших проблем в дендрарии были дикие звери, которые регулярно наведывались и уничтожали саженцы. Теперь вокруг сада установлен забор, и лесные животные больше не могут попасть внутрь. "Но лисицы и ястребы — это наши будни", - говорит Алдис, добавляя, что косули ходят вокруг их территории стадами.
Также ущерб дендрарию причиняют шершни, которые портят деревья, и особенно им полюбились березы, но не брезгуют они и сиренью со сливой. "Они, как маленькая бумажная фабрика, производят из коры деревьев сырье для своих гнезд", - говорит Лаума. Шершни обосновываются и в скворечниках, но муж Лаумы их оттуда выкуривает.
Работы в хозяйстве хватает — нужно ухаживать и за растениями, и за коровами, и за курами. Полно и разных других забот. Но Лаума и Алдис планируют развивать хозяйство дальше. "У нас много идей, а возможностей пока не хватает. Больше всего — финансовых, да и рук тоже маловато. Но мечты должны быть, они двигают вперед", - говорит Алдис с оптимизмом.