imenes māja būvniecība celtniecība
Fоtо: Shutterstock
Нередко приходится слышать сожаления о том, что дом слишком велик или слишком мал. В тесном доме неудобно жить, а слишком просторный дом оказывается слишком дорого и хлопотно содержать. Как найти золотую середину? Об этом рассказывает DELFI Tava Māja.

Промежуток в 10 лет

О слишком малых или больших размерах дома каждый судит по себе и по опыту близких, но стоит узнать и мнение эксперта по этому поводу. Мы встретились с архитектором и руководителем GV Birojs Гундаром Виксной, чтобы поговорить о том, как меняется отношение жителей Латвии к необходимой для жизни площади дома.

По его словам, изменились требования к энергоэффективности и используемым материалам: "Сегодня все знают, что такое энергоэффективный дом, что такое пассивный дом и из каких экологически безопасных материалов нужно строить жилище. Но это признак эпохи — до кризиса эти знания не были актуальны для большинства архитекторов. Сейчас общество начинает более-менее разбираться в строительстве, но вот сильных изменений во мнениях о площади дома я не наблюдаю", — говорит Гундар.

Оптимальная величина дома

Было бы здорово, если бы существовала определенная и проверенная формула, по которой можно было бы рассчитать оптимальную квадратуру дома, актуальную и через 10 лет, и после изменений числа жильцов дома и их привычек, но ни один архитектор или специалист не сможет дать абсолютно верный ответ.

Ночью мы спим в кровати и поэтому целесообразно делать спальни небольшими, а сэкономленную площадь присвоить тем помещениям, где мы проводим время с семьей.
Гундар Виксна

"Я не знаю, что кроме здравого смысла может заставить изменить человека свое мнение (хотя иногда я могу назвать это капризами) после первой встречи с архитектором. Единственное мерило — толщина кошелька и ей прямо или обратно пропорциональный уровень интеллекта. Мне не встречались "тяжелые случаи", все мои клиенты оказались понимающими и интеллигентными людьми. В этом смысле мне повезло", — говорит Гундар.

Fоtо: Shutterstock

"В беседе с клиентами очень важно обговорить жилую площадь дома, чтобы прийти к общему пониманию. Я всегда объясняю, что ночью мы спим в кровати и поэтому целесообразно делать спальни небольшими, а сэкономленную площадь присвоить тем помещениям, где мы проводим время с семьей — в гостиной, на кухне. Подобным образом обсуждаем, например, и большой балкон на втором этаже рядом со спальней. Обычно я спрашиваю, понимают ли клиенты целесообразность этой надстройки. Насколько часто вы будете просыпаться в спальне, спускаться на кухню, варить там кофе, нести его наверх, чтобы выпить на балконе? Ведь внизу есть терраса, сад, столовая с большими окнами, например. И тогда мы приходим к выводу, что балкон нужен для того, чтобы время от времени вытряхивать там одеяло или плед и раз в неделю его подметать".

Причина гигантомании

"У Латвии, как и у любой молодой страны, есть свой признак — количество денег не всегда соответствует уровню интеллекта и развития человека. Отсюда и подобная показушность, неспособность оценить будущие риски и некритическое отношение в оценке своих потребностей, как в моем примере с балконом. Если сравнит расходы на создание балкона и его КПД, то этот балкон стоимостью в несколько тысяч может стать самой дорогой частью дома и одна минута, проведенная на нем, будет стоить больше часа, проведенного в полностью меблированной гостиной".

Fоtо: Shutterstock

"Мне часто доводилось бывать за рубежом и в домах разных людей, я слежу за публикациями в профессиональных медиа и у меня сложилось убеждение, что причиной этому — зрелость общества конкретного государства. Например, в Скандинавии строят сравнительно небольшие дома, хотя доход на каждого члена семьи там в разы выше, чем в Латвии. Я уверен, что прогрессивная налоговая политика способна удержать излишне амбициозных людей от излишеств и растрачивания средств".

Десять раз отмерь, один раз отрежь

Именно вопросы, которые архитектор задает клиенту, определяют, стоит ли воплощать какие-то желания в проектировании и строительстве дома. Чаще всего после таких вопросов и бесед клиенты отказываются от ненужных ванных комнат: "Если речь идет о третьей ванной, то я спрашиваю, кто в доме будет раз в неделю чистить три унитаза, три раковины и три душевые кабинки. Архитектор обязан в работе с клиентом досконально обсудить программу помещений, их площадь и состав, материалы и инженерно-технические решения. Все, что остается после "отшелушивания" лишнего, и есть то, что клиенту сейчас нужно. Единственный совет, который я могу дать, это если архитектор вас выслушивает, но не задает вопросов, ничего не обсуждает и не предлагает, то лучше найдите другого архитектора".

Fоtо: Shutterstock

На одной волне

"Есть три вещи, в которых клиент с архитектором должны быть на одной волне. Первая — предыдущие работы архитектора. Если вам нравятся его проекты, будь то завод, дом или офис, то хорошо, но помните, что архитектор сможет сделать только то, что умеет — с его почерком, стилем. Если вы скажете ему делать то, что для него неприемлемо, то в свою работу он не вложит любви. Нужен ли вам дом, который уже с самого начала наполнен отрицательной энергией?

Второе — личная симпатия и доверие с самого первого разговора. Если этого нет, то позже возникает вышеописанная ситуация.

Третье — цена. Стоит ли экономить на доме, в котором потом жить вам и вашей семье? Низкая цена отражает отношение архитектора к своей работе. За низкую цену архитектор не уделит вашему проекту достаточно времени, не проговорит с вами все детали и не обсудит все нюансы", — заключает архитектор.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !