Latvijas Nacionālā vēstures muzeja krājums
Fоtо: Latvijas Nacionālā vēstures muzeja krājums

Чем питались в Латвии во времена натурального хозяйства? Могли ли латыши обеспечить себя едой? Что крестьяне покупали, а что выращивали сами? Когда начали выращивать картофель, огурцы и салат? Что крестьяне знали о кофе и какими были их лакомства? Обо всем этом предлагает узнать Tasty.lv в серии статей о том, чем жили наши предки.

Человек уже давно научился добывать себе пропитание от природы. Сначала люди питались рыбой, дичью, кореньями, стеблями, ягодами и орехами, а позже научились обрабатывать землю и одомашнивать животных. В основе питания были выращенные зерновые, бобовые, коренья, мясо и молоко. Из поколения в поколение наши предки питались тем, что дают земля и работа, то, что они могли вырастить собрать и сохранить. Покупали лишь соль, без которой невозможно сделать заготовки на зиму. Без особых изменений натуральное хозяйство просуществовало на территории Латвии до начала прошлого века.

Во времена традиционного хозяйства год делился на две части — зиму и лето. Зимой не работали, а жили за счет заготовок, а летом заготавливали еду на зиму. Самым "жирным" временем у крестьян была зима — когда в доме было всего полно — картофель, мука, крупы, мясо, только молока было маловато, поскольку коров закрывали уже в сентябре-октябре и они не давали молока.

Вместо коровьего молока пили конопляное молоко — сушеные конопляные зерна толкли в ступке и смешивали с водой. Зимой главным блюдом был ржаной хлеб и вареные блюда: похлебки из зерновых, бобовых, овощей и кореньев с добавлением мяса или сала — варили мясные супы и кашу с салом, тушили капусту.

Самым важным весь год была рожь и ячмень

Fоtо: Shutterstock
Как и у большинства народов-земледельцев, в старину у латышей основным блюдом была каша. Ее варили из самой распространенной в то время зерновой культуры — ячменя. На территории Латвии ячмень впервые был обнаружен вблизи местечка Крейчи и датирован эпохой неолита — примерно 4500-1500 годами до н.э. О древности ячменя говорят и лингвистические данные — лингвисты считают, что слова "mieži" и "maize" — родственные.

Когда смешанную с водой муку запекли, то получился хлеб. Изначально это была кашица из ячменной муки, которую запекали на раскаленных камнях в виде тонкой лепешки. Так ее было удобнее хранит и употреблять.

В VIII-IX-м веках основной культурой в Латвии стала рожь, и поэтому распространился хлеб из грубой ржаной муки, который был главной крестьянской едой до XIX-го века и который ели всегда, кроме тех случаев, когда на стол подавали кашу.

Как изготавливали муку для хлеба

Fоtо: Publicitātes foto
Раньше муку изготавливали, измельчая зерна с помощью жернова. На большой круглый камень насыпали зерно и с помощью камня поменьше мололи зерно в муку. За один час в муку можно было смолоть неполный килограмм сухого зерна.

В XI-м веке жернова сменили ручные мельницы, с помощью которых можно было молоть все, что угодно — рожь, ячмень, овес, солод, соль.

Молотьба была тяжелой работой, поэтому ею занимались в основном мужчины, а женщины насыпали зерно и убирали муку. За два часа на мельнице можно было смолоть примерно 8 килограммов зерна. Во второй половине XIX-го века появились ветряные и водяные мельницы. Крестьяне ссыпали все собранное зерно в мешки и ехали на мельницу его перемалывать. Однако ручные мельницы в хозяйстве встречались вплоть до начала 20-го века — с их помощью мололи специи и небольшое количество зерна.

Любопытный факт: словом "maize" раньше обозначалась не одна буханка хлеба, а целая партия из 5-12 буханок.

Где и как наши предки пекли хлеб

Fоtо: Brīvdabas muzeja arhīvs
Вечером муку замешивали с водой, обсыпали тесто мукой, тепло укутывали и ставили в теплое место до утра. Утром тесто еще раз присыпали мукой, вымешивали и снова ставили в теплое место подниматься, а в это время растапливали хлебную печь еловыми дровами, чтобы нагреть под. Если топили печь в овине, то часто хлеб пекли там, если в печи был под. Так можно было сэкономить дрова — пока сохнет зерно, печется хлеб. В ригах обычно ставили большие печи, в которых можно было выпекать 18 буханок.

Прежде чем ставить хлеб в печь, из нее выгребали угли и подметали ее помелом — метелка, которую делали из старого банного веника. Когда тесто поднималось, его формировали в караваи. Лопату для хлеба покрывали кленовыми или капустными листьями, посыпали крошками или мукой, ставили сверху каравай и пекли хлеб примерно 2 часа. Через час буханки доставали из печи, смачивали корочку водой, чтобы она была помягче и не трескалась, и ставили обратно в печь. Те буханки, которые были ближе к краю ставили поглубже, а те, что стояли в глубине, ставили ближе к краю.

Квашню для хлеба никогда не мыли, а лишь соскребали тесто со стенок. Кусок теста размером с кулак оставляли на закваску, обваливали в муке и помещали в специальную посуду рядом с мукой.

Хлеб пекли примерно раз в 1-2 недели, но все зависело от величины семьи — чем больше людей, чем чаще выпекали хлеб. Во время трапезы хозяин сам резал хлеб и давал его каждому.

Зачем хлеб пекли из мха и папоротника

Fоtо: Publicitātes foto
В XVII-XIX веках в разных источниках — церковных записях, мемуарах, периодике — говорится о неурожайных годах, эпидемиях среди скота и голоде. Хорошим урожай считался, если с одного колоска получали 4,6 зерна, а в неурожайные годы это число уменьшалось до 2, а то и до 1,25 зерна. Тогда в хозяйствах наступал голод.

В таких случаях весь урожай мололи со всей шелухой, чтобы получилось больше муки, добавляли перемолотое сено, сушеный папоротник, белый мох, и перегнившие части сердцевины дуба, которые собирали, сушили и толкли в ступке. От папоротника хлеб был влажный и горький, а со мхом вкуснее и мягче. Тогда хлеб был невкусный, черный и непитательный и из печи его доставали кочергой.

Причин неурожая было несколько: до XIX-го века на территории современной Латвии существовало крепостное право с характерными для этого барщиной, податями и бесправием. После отмены крепостного права крестьяне арендовали землю у помещиков и в качестве оплаты выполняли разные работы. Когда надо было расширять и вспахивать поля, вычищать и выравнивать новые луга, засеивать зерном, собирать урожай и сено, строить новые здания, то крестьяне в первую очередь это делали для помещиков, а на своих полях работали лишь в короткие промежутки, и очень часто по ночам.

Причиной неурожая была и исчерпавшая себя система земледелия. А третьим фактором был балтийский климат — морозы и отсутствие снега, поздняя весна, заморозки, холодное и влажное лето. Из-за мороза и отсутствия снега погибали посевы, а то, что сеяли весной, летом из-за дождей и холодов не успевало взойти и замерзало при ранних осенних заморозках.

2 сентября 1837 года в газете "Latviešu avīze" опубликованы новости из Елгавы: "У нас печальная и тревожная осень! Старики не помнят такого пустой осени, как эта. У нас нет ни ржи, ни пшеницы, ни яровых, не овощей, ни сена".

За голодом обычно следовали эпидемии — ослабленные голодом люди были очень уязвимы к болезням. Например, из-за неурожая в 1806-1808 годах в Видземе погибло 22 487 человек.

Что же спасло латвийских крестьян от голода? Об этом читайте в следующей статье.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !