Ferratum challenge
От кассет из 90-х до сотрудничества с американским лейблом
Tехно-музыкант Cursal из Латвии
Меккой техно-музыки часто называют Берлин, но представителей этого жанра можно найти повсюду, в том числе и в Риге. Правда, приверженцев техно здесь меньше, и многие даже не знают, что среди местных художников есть музыканты, получившие международное признание. Артем, который создает музыку под псевдонимом Cursal — один из них. В этом году он начал сотрудничество с двумя влиятельными американскими техно-лейблами — We Build Machines и Omen Recordings.

В рамках Ferratum Challenge 2022 музыкант взялся создать музыкальную композицию, целиком состоящую из автомобильных звуков.
Как все началось — кассета из ниоткуда
Уже десятки лет музыка получается не только из гитарных струн, клавиш пианино или голосовых связок. За последние 40 лет техно музыка пережила несколько волн популярности, но всегда сохраняла статус субкультурной. В результате вокруг жанра появилось множество стереотипов — вплоть до непонимания, можно ли считать техно — музыкой.
Артем или Cursal — музыкант, который ломает стереотипы об этом жанре. Он — один из немногих латвийских исполнителей электронной музыки, которому удалось донести свое творчество до аудитории поклонников техно благодаря сотрудничеству с американскими звукозаписывающими компаниями. Но каково это — быть исполнителем техно-музыки в Латвии, и почему Артем выбрал именно этот жанр?

"Впервые по-настоящему техно впечатлило меня в 1998 году, когда я увидел фильм Блэйд — там звучала композиция "Confusion" группы "New Order". Но вообще все началось еще раньше, до школы — с кассеты, которую слушали мои родители, это был настоящий такой андеграундный звук. Даже не знаю, откуда у нас взялась эта кассета", — рассказывает Артем о первом знакомстве с техно.

"Уже потом я познакомился с Nine Inch Nails и записями Гэри Ньюмана — его музыка у меня точно была на кассетах. Ньюмана можно считать основоположником нового прогрессивного звука, и его я слушаю до сих пор — он из тех пионеров, кто создает что-то новое даже пятьдесят лет спустя".
Музыка как работа и работа ради музыки
"Я бы не сказал, что я выбрал жанр — это жанр меня выбрал. По сути, я просто наткнулся на что-то, что спустя время стало частью меня", — признает Артем. Как и у многих других латвийских музыкантов, музыка для Артема — не основной источник дохода.

"Конечно, у меня есть и «обычная работа», — но по сути, я работаю только для того, чтобы иметь возможность писать музыку. Зарабатываю деньги, чтобы покупать новое оборудование, писать что-то новое, и так по кругу", — говорит он.

"Музыку я тоже считаю работой, к тому же это работа сидячая — нужно писать и планировать следующие выступления. Я стараюсь выступать хотя бы раз в пару месяцев и каждый раз исполнять что-то новое — не бывает двух одинаковых сетов. Музыке я посвящаю все свободное время — утром, вечером. На сон остается часов шесть, а в остальное время стараюсь делать все, что в моих силах", — говорит Артем.

Чтобы иметь возможность создавать музыку, Артем берется за самую необычную работу. Например, его яркая типажная внешность привлекает рекламные агентства и бренды, и одним из источников дохода Артема стала съемка для так называемых "фотобанков" — в результате его фотографии частенько используются в различных рекламных кампаниях, хотя сам он не всегда знает, для каких целей будет использоваться его лицо. И все это — ради музыки.
Музыка без границ
Творчество Cursal сложно отнести к конкретной категории — в основном это сложная экспериментальная электронная музыка, которую любители жанра могут оценить в самых разных своих проявлениях.

"Упрощая, можно сказать, что это — индустриальное техно. Но главное — это некоммерческая музыка, и то, что я пишу прямо сейчас, вообще сложно охарактеризовать. Скорее это индустриальная танцевальная музыка без границ — ведь в музыке я могу делать все, что захочу, главное, чтобы это привлекало слушателей — как в живую, так и на записи", — рассказывает музыкант.
Многие музыкальные жанры всегда были тесно связаны с политикой — начиная с панков, которые стали своего рода протестным движением. В техно тоже есть борьба с конформизмом, в том числе и борьба за равенство.
По его словам, заграницей техно как часть культуры укрепилось гораздо сильнее, чем в Латвии, поэтому здесь до сих пор встречаются различные стереотипы о любителях такой музыки.

"Я бывал на огромных фестивалях техно музыки — поверьте, эту музыку слушают и обычные люди — никакие не психи, а вполне приличный народ. На техно рейве можно встретить и офисных работников, и кассиров из супермаркета — это не обязательно стереотипно "неформальные" люди. На техно-тусовки ходят, чтобы почувствовать себя свободными, послушать что-то новое — "неправильную" и непривычную для ушей музыку, которая ломает стереотипы о том, что такое музыка. Даже я, слушая техно, до сих пор удивляюсь тому, что слышу", — говорит он.
От самокритики до успеха
Еще до создания первого трека Артем был тесно связан с музыкальной индустрией — работал музыкальным продюсером. Он сотрудничал с небольшими звукозаписывающими компаниями и продвигал молодых музыкантов на своем YouTube канале.

"В то время у меня был канал с примерно 20 тысячами подписчиков — охват больше, чем у некоторых звукозаписывающих компаний. Мне присылали контент, который я отбирал и показывал своей аудитории", — говорит он.

"Были попытки писать что-то, но самокритика не позволяла продолжать. Я с детства пытался что-то создавать, но не находил ничего, что бы меня достаточно привлекло, к тому же у меня были слишком высокие требования к себе. Я сравнительно недавно начал осознавать себя и двигаться вперед", — говорит Артем.

"У меня осталось желание создавать. Пробовал работать в офисе, но это не для меня — мне нужно писать, придумывать новое, реализовывать свои идеи. Конечно, были сомнения о том, как я буду зарабатывать и выживать, но у кого таких мыслей нет"?

Сейчас Артем — один и немногих местных музыкантов, которому удалось наладить тесную связь с американскими звукозаписывающими компаниями. Cursal сотрудничает с двумя лейблами, признанными в сфере техно-музыки —We ​​Build Machines из Миннеаполиса и Omen Recordings из Лос-Анджелеса.

"Полтора-два года назад я и представить себе не мог, что буду сотрудничать с лейблами, которые издают музыку, которую я слушаю сам. Меня не особо беспокоит, что я не очень известен — наоборот, мне это даже нравится. Популярность никогда не была моей основной целью — я занимаюсь тем, что мне нравится, и тем, чем хотел заниматься еще с детства".

Когда меньше беспокоишься о мнении окружающих, получается создавать лучше и лучше.
Музыка повсюду
В рамках Ferratum Challenge задачей Артема было создать произведение, которое целиком состоит из звуков автомобилей. Такой эксперимент особенно интересен для Артема — он с детства знаком с атмосферой автомобильных гонок. "Я вырос в Межциемсе, недалеко от Бикерниекской трассы. Помню, как в детстве родители водили меня смотреть на гонки. Яркие детские впечатления от энергии на трассе до сих пор остались в памяти", — говорит он. Считает ли Артем такую задачу "испытанием"?

"Чтобы создавать музыку, нужны конкретные звуки — сама по себе техно-музыка основана на определенном алгоритме. Как только получены звуки из каждой нужной категории, их можно обработать и создать что угодно. В каком-то смысле это очень математический процесс", — признает музыкант.

"Я слышу музыку во всем. То, что я слышу ее в довольно немузыкальный вещах — в каком-то смысле проклятие, но так у многих творческих людей. У меня есть друг из Чикаго, которого музыка увлекает так же, как меня. В свободное время он гуляет по городу и записывает звуки Чикаго — шум на улице, звуки стройки, голоса людей. Потом использует эти записи в подготовке новых треков".
У автомобилей и техно много общего — когда выступаешь на сцене, ты объединяешь свое тело с этой техникой — получается эдакий симбиоз машины и человека. То же самое происходит во время соревнований, когда ведешь автомобиль.
В Ferratum Challenge 2022 победу одержала Kamikaza
Участниками Ferratum Challenge 2022 были два исполнителя электронной музыки – Ксения или Ksenia Kamikaza и Артем, выступающий под псевдонимом Cursal. Оказалось ли им под силу создать техно-шедевр, используя лишь только звуки спортивных автомобилей?

С 23 августа по 6 сентября у тебя, читатель Delfi, была возможность оценить, кто из музыкантов лучше справился с вызовом. В острой борьбе Ferratum Challenge 2022 победу одержала Kamikaza.

Определен победитель Ferratum Challenge: победу одержала Kamikaza.
Техно-поезд, участие в Burning Man и “осторожная” латвийская аудитория: история латвийской продюсера и диджея Ksenia Kamikaza
От кассет из 90-х до сотрудничества с американским лейблом — техно-музыкант Cursal из Латвии