Партнер проекта
Sponsor Logo
Ferratum challenge
Техно-поезд, участие в Burning Man и "осторожная" латвийская аудитория
История латвийской продюсера и диджея Ksenia Kamikaza
В современном мире гигабайты музыки любого жанра — на расстоянии одной кнопки в нашем плеере. Но так было не всегда – еще в начале 90-х годов электронная музыка была чем-то совершенно новым и ранее невиданным. Продюсер и диджей Ксения, известная под именем Ksenia Kamikaza, помнит эти времена. За последние почти двадцать лет она вложила много труда в развитие музыкальной сцены техно в Латвии и проводила рейвы в очень странных местах – от заброшенного аэропорта Спилве до движущегося поезда.

Теперь Ксения приняла вызов Ferratum Challenge 2022 – и попробует создать композицию, состоящую целиком из звуков автомобилей.
От классической музыки до видеокассет
Музыка всегда играла важную роль в жизни Ксении, причем на протяжении нескольких поколений.

"Моя бабушка была оперной певицей, и я, конечно же, слушала много классической музыки. Это отличная база для дальнейшего творческого пути", — вспоминает она детство. "Любовь к электронной музыке началась в те времена, когда в Латвии появился MTV – электронная музыка тогда постоянно где-то играла. Сейчас многое из этого выглядит смешно, но тогда вариантов было немного. Это был совершенно другой мир", говорит диджей.
"Слава богу, я родилась в Латвии, потому что здесь электронная музыка существует уже с 80-х годов. А в начале девяностых мы переехали в Чиекуркалнс, рядом был рынок, где продавались диски и кассеты. Моя мама – довольно прогрессивная и очень музыкальная, она приносила домой кассеты и мы слушали их вместе. Она всегда старалась найти что-то новое и необычное", – рассказывает Ксения.

"А по ночам шла программа электронной музыки – по MTV показывали всякие клипы. Я старалась записывать их на видеокассеты, качество было ужасное, но я все равно переслушивала это несчетное количество раз", – вспоминает исполнительница.
Странные танцы
Постепенно из ярой поклонницы электронной музыки Ксения превратилась в тусовщицу, а затем – стала радио-диджеем, причем совершенно случайно. Эти события Ксения считает началом своей творческой деятельности.

"Первое мероприятие помню очень смутно. Диджеи играли на кассетах, на каждой кассете была своя песня. Техника была какой-то самодельной, а тусовка проходила в темном помещении, и я помню, как думала, что это неожиданное место для танцев", – смеется Ксения.

Вскоре один из друзей Ксении открыл свою радиостанцию и предложил девушке стать ведущей радиопередачи об электронной музыке.

"Мы с моим тогдашним будущим мужем собрали очень большую музыкальную коллекцию, и я согласилась попробовать себя в роли радиоведущей. Чуть позже, когда я начала работать над программой, меня стали приглашать на мероприятия в качестве диджея. Конечно, опыта у меня не было, но я рискнула попробовать свои силы. Самый базовый навык диджея — плавно соединить две песни — не требует высшего образования. Если ориентироваться в технике и иметь чувство ритма, всему можно научиться", — рассказывает музыкант.

Со временем Ксения начала работать в клубе, где проводила свои собственные мероприятия – но музыка далеко не сразу стала ее основной работой.

"У меня была офисная работа, но после первого декретного отпуска я поняла, что не хочу возвращаться в офис – и что у меня уже есть достаточно возможностей, чтобы проводить мероприятия и получать от этого какой-то доход".

Техно-поезд и чувство азарта
Главная радость и гордость Ксении – мероприятия, которые она проводит. Их нельзя назвать обычными дискотеками в клубах, ведь особенность этих мероприятий — необычные места их проведения. Например, проект Debosch Express – это техно-поезд, который четыре часа едет по Латвии, пока его пассажиры наслаждаются электронной музыкой. А Raving Spilve – рейв в роскошном, но давно заброшенном здании аэропорта Спилве.
Ты отправляешься на локацию, чтобы представить, что там можно организовать, и потом это происходит – именно это приносит глубокое чувство самореализации.
"Я долго боролась, чтобы получить разрешение провести мероприятие в Спилве, в итоге подписала договор о том, что беру полную ответственность за все, что может произойти. Мероприятие мы провели и все прошло, как полагается. Если один раз доказать, что ты ответственный, в следующие разы тебе уже больше доверяют, и можно начинать планировать следующее мероприятие", – говорит она.

Но не все ивенты возникают так спланированно – Debosch Express начался совершенно случайно.

"Все началось с корпоратива. Я пошла в Pasažieru vilciens и сказала, что мы хотим провести мероприятие в поезде. В итоге устроила дискотеку, а потом получила от них вопрос – что это было? Ответила, что так вышло – мы нечаянно начали танцевать".

После этого нам не запретили проводить следующие мероприятия, но отправили строгие правила о том, как это должно происходить. Так это мероприятие проходит уже 12 лет – всем, кто приходит, известны правила, но организация – все равно очень сложный и ответственный процесс, каждый год есть свои нюансы.

"Организация таких мероприятий — это азарт, который мотивирует двигаться дальше — простые мероприятия в клубе мне и близко не так интересны", — говорит она. "Это мое достижение, это что-то особенное. И когда люди смотрят на это со стороны и спрашивают, сколько человек работает над этими проектами, я могу ответить — я одна. Конечно, есть тюнеры, осветители, но ядро идеи – это я".
Запись в музыкальном CV
Деятельность Ксении не ограничивается организацией необычных мероприятий – она и сама успела выступить на фестивалях и площадках мирового уровня. Музыкант рассказала Delfi, что означает для нее этот успех.

"Это как запись в CV. Моменты карьеры, которые твои "работодатели" могут потом просмотреть и оценить. Не то, чтобы я изо всех сил старалась попасть на какой-то фестиваль или в клуб, я просто использую возможности. Одной из таких возможностей стал фестиваль Burning Man, который проходит в американской пустыне. Все оказалось совсем не так, как я себе изначально представляла – еще круче. Это абсолютно другой мир, из которого выходишь совершенно другим человеком. Меня также приглашали выступать в Boiler Room и на платформе HOR, это тоже шажок на встречу к большой сцене", — говорит она.

Путешествуя и выступая по всему миру, у Ксении сложилось четкое представление о том, чем латвийская публика отличается от других стран. "Общество здесь очень консервативное, даже молодежь. Не знаю, передается ли это по наследству или дело в воспитании, но тенденция такова, что люди не стремятся к чему-то новому, может, не хватает любопытства", — говорит она.

Различия в менталитете можно заметить и между такими, казалось бы, похожими странами, как Латвия и Литва.

"Если в Литве открывается новый клуб, люди выстраиваются в очередь и хотят посмотреть, что там нового, потому что старый уже надоел. Если новый клуб открывается у нас, там никого нет, потому что все ждут, что кто-то сходит первым и расскажет, стоит ли оно того", — говорит Ксения.

Несмотря на все это, Ксения продолжает создавать музыку и проводить мероприятия в Латвии. По ее словам, здесь существует сообщество поклонников электронной музыки, хоть и небольшое, и чувство заботы и покровительства не позволяет ей покинуть его.
Меня удерживают люди — я по-своему “приручила” их, и они с нетерпением ждут следующих событий. Если я их оставлю, часть этих людей вообще перестанет куда-то ходить.
Бумажные барабаны
В рамках Ferratum Challenge Ксения будет создавать музыкальную композицию, используя только звуки автомобилей. Впрочем, по словам продюсера, такая практика очень распространена в техно-музыке.

"Использование реальных звуков и "сэмплирования" — сама собой разумеющаяся вещь в электронной музыке. Конечно, обычно все делается на синтезаторах, где случайно может получиться интересное звучание, которое остается обработать и дополнить различными эффектами", — рассказывает она о процессе создания музыки.

"Это сложный процесс, но я создавала и такие саундтреки, где в основе партии ударных – скомканный лист бумаги. Я сгибала и мяла бумагу всевозможными способами, и записывала эти звуки. Что самое интересное – услышав конечный результат, никто не догадается, что звук – "бумажный"".

Когда человек не видит источник звука, музыкой может стать что угодно.

В Ferratum Challenge 2022 победу одержала Kamikaza
Участниками Ferratum Challenge 2022 были два исполнителя электронной музыки – Ксения или Ksenia Kamikaza и Артем, выступающий под псевдонимом Cursal. Оказалось ли им под силу создать техно-шедевр, используя лишь только звуки спортивных автомобилей?

С 23 августа по 6 сентября у тебя, читатель Delfi, была возможность оценить, кто из музыкантов лучше справился с вызовом. В острой борьбе Ferratum Challenge 2022 победу одержала Kamikaza.

Определен победитель Ferratum Challenge: победу одержала Kamikaza.
Техно-поезд, участие в Burning Man и “осторожная” латвийская аудитория: история латвийской продюсера и диджея Ksenia Kamikaza
От кассет из 90-х до сотрудничества с американским лейблом — техно-музыкант Cursal из Латвии
Над проектом “Ferratum Challange”: работали: MATCH digital agency (содержание), MATCH digital agency (фото, видео), Наталия Шиндикова, Инга Чуэвска (дизайн), Олафс Озолинш (разработка), Кристине Мелне (редактор), Ерикс Раджелис, Марта Цируле (руководители проекта), Клинта Расмане (эксперт по медиакоммуникациям).
DELFI использует cookie-файлы. Если вы продолжаете использовать этот сайт, вы даете DELFI разрешение на сбор и хранение cookie-файлов на вашем устройстве.