"Я не очень разбираюсь в том, что сейчас происходит в Европе, только вижу, что кто-то кого-то пытается с кем-то поссорить. И мне это сильно не нравится", - призналась певица Елена Ваенга. В интервью порталу Delfi она объяснила, почему для русских латыши самый близкий прибалтийский народ, по какой причине она не может ехать на "Евровидение", но готова составить дуэт с Сергеем Шнуровым, и в каких случаях будет проявлять активную гражданскую позицию.
"А наутро я снова уеду! По плохим дорогам моей огромной и любимой страны…" - в классическом черном платье с юбкой-колоколом и белоснежным отложным воротничком Елена Ваенга на своих концертах в прямом смысле жжет. Одни песни предваряет хлесткий поэтический эпиграф, другие – зарисовка из жизни про казачку-бабушку или осиленные в один присест две коробки конфет. Ее искренность и эмоциональность способны растопить лед самых высокомерных снобов и отпетых циников, пусть те и не в силах простить выбивающие любые пробки высказывания в инстаграме или политическую позицию Ваенги. Букеты, конфеты и корзины с клубникой поступают на сцену нескончаемым потоком на протяжении всего концерта.
Елена не скрывает восхищения Лаймой: "Она прекрасный пример женщины и музыканта, который никогда не был в политике, очень любит русских и всегда с гордостью и достоинством несет свое национальное, латышское. Ею может гордиться весь латышский народ – она настоящая леди, каких мало, мудрая и умеющая себя вести". Не менее тепло Ваенга относится к Бусулису, который уже третий год подряд неизменный почетный гость ее больших сольных концертов.
Последнее время рейтингами управляют не Россия и не Латвия, а кое-кто другой
- Да. Нас познакомили общие друзья. Он точно не знал обо мне ничего. Потому что если русские интересуются латышской музыкой, то латыши чаще не интересуются – и правильно делают, потому что у латышей с музыкой куда лучше. Будем честны. Русские сильны словом, а с музыкой у нас проблемы – во всяком случае, последнее время. А тут музыкальное влияние Запада ощущается в самом хорошем смысле. Латыши не поют под фонограмму, они не понимают, что такое отсутствие музыкантов на сцене, а у нас, в стране с размером в несколько сотен Латвий такое явление, увы, не редкость.
- Но вы-то к фанерщикам никогда отношения не имели!
- Мое мнение – под фонограмму можно петь только на телесъемках, иначе будет плохой звук. Но на такую запись не надо продавать билеты – это нечестно. Да, есть люди, которые любят посмотреть на исполнителя под "фанеру" – на здоровье! У нас свобода выбора и демократия. Мне это неинтересно. Фонограмма – признак того, что пение для данного артиста – лишь способ заработать. Для меня это не так.
- За годы работы с Бусулисом, какое у вас сложилось представление о Латвии?
- Мое представление о Латвии сложилось ни в коем случае не после общения с Интарсом – с ним я познакомилась, когда мне было 38 лет, а с Латвией – в 14 лет, на секундочку… Мы из Петербурга, и на каникулы с уик-эндами родители возили меня в Латвию. Ну ладно, врать не буду, чаще всего я отдыхала в Ростове-на-Дону у бабушки, но с родителями – тут. Питерским людям вообще не надо объяснять прелести Прибалтики.
- То есть, вы легко выучили песню "Гравитация" по-латышски?
- Не скажу, что легко. Язык у вас непростой – разговаривать на нем не могу. Сейчас для фестиваля Лаймы попытаюсь выучить хотя бы припев на латышском языке к очень красивой песне "Рандеву".
Только не подумайте, что сидя в Таллине, я также нахваливаю Эстонию, а в Вильнюсе – Литву… Нет! С Латвией у меня особо теплые отношения – по менталитету это самый близкий к русским прибалтийский народ. Добродушие, терпение, отзывчивость… Это не значит, что у других народов этого нет (последнее время надо сильно думать, что говоришь), но у латышей этого СТОЛЬКО! Поэтому экономические и душевные отношения между нами были всегда.
Забегая вперед, отвечу сразу на все вытекающие вопросы. Пока мы будем дружить, у нас все будет хорошо. Родители меня воспитали в понимании, что худой мир лучше доброй войны, и нет плохой национальности – есть поганые людишки. Если люди умные – они дружат, тем более, если им нечего делить. Нам, слава богу, территории делить не приходится, а если кто-то человека на что-то нехорошее настраивает – это уже его дело, настраиваться или расстраиваться. Лично я в 40 лет свое мнение менять не собираюсь. Никакие политики и газеты меня не переубедят. Я как та кошка, которая чует, чье мясо съела – верю только себе. Интарс Бусулис всем моим убеждениям о Латвии - дополнительное и убедительное подтверждение.
- На ваш взгляд, откуда взялась грустная статистика: 23% россиян считают Латвию настроенной враждебно в отношении России страной?
- А кто эту статистику делает? Им эти вопросы надо задавать, а мы как ездили в Латвию, так и ездим. Я живу в Петербурге – у нас все отдыхают в Таллине или Риге. Я заехала в ваш отель – там 90% русски. Нет проблем. Что нам латыши плохого сделали? Вообще ничего! У нас тоже такие вопросы задают: а чего это латыши с нами дружить не хотят? Вы же понимаете, что все это делают специально, чтобы управлять вашим мнением.
- Вообще-то это российская статистика от "Левада-центра"!
- А вы уверены? Проверьте еще раз! У нас последнее время рейтингами управляют не Россия и не Латвия, а кое-кто другой. По-моему, это всем давно понятно. Это все по-ли-ти-ка! Кому-то что-то надо тут поделить, а потеряют и Россия, и Латвия, если начнут вестись на эти уловки. Как советский ребенок, я вообще не вижу жизни без Прибалтики – это мой сосед. Когда я границу пересекала, мне все улыбались, только что не обняли – проходи. К соседям я всегда хожу в гости, а не ссориться.
- Не все ваши коллеги могут ходить к нам в гости – некоторые попали в "черные списки", из-за которых из Латвии ушла "Новая волна"...
- А у кого эти списки появились? У ваших политиков! С них и спрашивайте. Вот я не попала в "черные списки", и буду плакать крокодиловыми слезами, если по какой-то причине туда попаду – я люблю всех своих зрителей и не хочу их терять.
Я самый что ни на есть плохой представитель певцов России для 'Евровидения'
- У нас очень доверительные отношения! Сережа меня хорошо понимает и знает.
- …и заявил о готовности петь с вами дуэтом. Только боится, чтобы вы не попали в неприятности из-за его дерзкого репертуара. ("Если бы Ваенга предложила дуэт — я бы подумал. Она очень интересна, непроста и прямолинейна. Но у нее — своя аудитория, которой я могу не понравиться. И потом слова бы для этой песни писал я, и они были бы совершенно жуткими…" - прим. Ред.).
- Я никогда не попаду в неприятности из-за Сережи – все, что мне в его песнях не надо, я могу "пропикать". Да этого и не потребуется! Все же он тонкой душевной организации человек и никогда не поставит женщину в дурацкое положение. У Сереги куча прекрасных песен, например, www.leningrad или "Мне бы в небо". Хороший он, честный мужик. Да, с характером, но это же хорошо! Всем мил никогда не будешь. Люди с характером – они точно нравятся не всем. Это я по себе знаю.
- Сами вы в каких отношениях с матом?
- Не буду врать, у меня были проблемы, могла дать джазу, но я борюсь с этим. Я женщина, у меня есть ребенок – это очень держит. Если срываюсь – бегу каяться к батюшке. Но я говорю только за себя – пусть каждый сам решает, хорошо это или нет. Кстати, когда я с Сережей общаюсь, он вообще не разговаривает матом, ни словечка!
- Недавно было предложение отправить Шнурова на "Евровидение", чтобы он там всех послал… Вы, одна из самых популярных российских певиц, готовы были бы представить Россию на этом конкурсе?
- Я не считаю, что я тот певец, который мог бы достойно представить Россию на "Евровидении" - нет у меня нужного качества исполнения! Туда должны ехать лучшие из лучших, а я – хороший музыкант, пишу неплохие песни… Но я не Селин Дион, которая выиграла "Евровидение" понятно почему, и не Дайана Кролл, и не Элла Фицджеральд… Возьмите Анну Нетребко, поставьте рядом со мной и задайте вопрос, кто из нас певица - ее вы будете слушать или меня? Вот вам и весь ответ.
- Скромничаете!
- Нет, я не скромная, а адекватная - говорю только правду. У меня даже в Instagram написано, что я – музыкант, а не певица. Нет у меня такого голоса, чтобы представлять всю Россию. К тому же нужна песня на английском языке, а я не разговариваю на нем. Вот если бы я думала на нем, писала на нем, пела на нем…
- Почему же по-английски, вы ведь Россию представляете, значит, можно и по-русски…
- Зачем? Чтобы весь мир не понял, о чем я?
- А душой понять нельзя?
- Чужая душа – потемки. Не думаю, что британец поймет, что я ему напою своей русской душой.
- Главное, чтобы красиво было. Джамала, вон, по-татарски пела…
- Правильно! Но кто вам сказал, что я красиво пою? Повторю: я самый что ни на есть плохой представитель певцов России для "Евровидения".
- Вы следили за последним конкурсом?
- Нет, я в это время работала, но позже пересматривала некоторые номера. Скажу честно, я бы первое место отдала пяти-шести исполнителям. По-моему, и Лазарев хорошо пел (посильней меня!), и Джамала – прекрасно, а Ереван мне как понравился… Там было, может, пару человек, с которыми я могла бы стать на одну ступень, а остальные – сильно серьезнее меня. В любом случае, болела я, конечно, за Россию. А что вы хотите? Я вчера и в футболе болела за Россию, хотя Англия конкретно лучше играет. Это же ни для кого не секрет. Но я-то россиянка.
- Музыкальный критик А.К. Троицкий относится к вам гораздо менее критично ("Елена — хорошая певица, искренняя, с несомненным артистическим дарованием и живым голосом. Она стремится к содержательности своих песен. Считаю, что это положительная тенденция", – прим. Ред.), чем вы сами, а он редко кому раздает комплименты…
- Он меня знает, как облупленную, но говорит обо мне не как о певице, а как о человеке и авторе песен – точно знаю, он мне это лично говорил.
- Почему не отдаете свои песни другим, если к своему пению так скептично относитесь?
- Пожалуйста, пусть берут! Я разрешаю петь свои песни всем, кто хочет, когда хочет и где хочет. Ни на секунду не жалко. А свои концерты я даю для понимающей русский язык публики, которая считает меня певицей и для которой важны, в первую очередь, мои тексты, иногда очень серьезные.
Очень мне не нравится, когда сидит условный француз и рассуждает об Украине с Россией
- О-о-о… Про это я уже навысказывала свое мнение на 10 лет вперед - все, что думаю. Это была не гражданская позиция, а голый пиар засланных и хорошо проплаченных казаков. Уверена, что ни у одного латыша даже мысли не возникнет, переодевшись черти во что, войти в костел. Никогда! И никакая политическая обстановка и протест не заставит их таким заниматься. Так что лучше не будем начинать.
- Есть и другое мнение, что артисты вообще не должны заниматься чем-либо гражданским - только искусство…
- Да, в первую очередь, артист должен заниматься искусством. Но артист - тоже человек. Если я мирно сижу дома и наблюдаю, как кто-то лезет через забор, чтобы нанести моей семье урон – я что должна, продолжать свой кекс жевать? Да, я не должна сама лезть через забор к другому человеку, но если он ко мне, то я сперва вежливо попрошу слезть с забора, а если не поймет… как-то по-другому попрошу. Если же начнется прямой урон – наверное, что-то в отношении его должно произойти. Вот и вся позиция.
Когда Гитлер на нас пошел, то как русский народ должен был реагировать на происходящее? Если угрожают вашей земле, вашим маме-папе, вашему ребенку и могилам ваших предков, вы должны вставать и что-то делать. Так у любой нации. Завтра у Ирландии будут отнимать землю и кричать, что это Франция – что будут делать ирландцы? Хлопать в ладоши или сидеть в углу и говорить, что у них нет активной гражданской позиции?
А сейчас будет суровый подкол: очень мне не нравится, когда люди говорят о гражданской позиции в одной стране, находясь в других странах. Когда сидит условный француз и рассуждает об Украине с Россией. Дома, на кухне, можешь рассуждать, а мы как-нибудь сами разберемся между собой... Если честно, я не очень разбираюсь в том, что сейчас происходит в Европе, только вижу, что кто-то кого-то пытается с кем-то поссорить. И это мне сильно не нравится.
- В каком мире вы готовите жить своего сына?
- В мирном. Хочу дружить с голландцами и французами, бродить по Таллину, тратить деньги на рижский бальзам… А своего сына провожать на войну не хочу. Ни на какую и ни за что. Любая мать этого не хочет.
- Никто не хочет, но что мы можем поделать с реальностью?
- Уверена, мир будет таким, каким мы его сделаем. Если мы будем вестись на провокации, то получим, за что боролись. А провокации, это когда один народ ссорят с другим. Поэтому сделайте заголовок для своей статьи большими буквами: "ДА-ВАЙ-ТЕ НЕ БУ-ДЕМ ССО-РИТЬ-СЯ!". Только грамотно напишите, окей?