Гармония пяти компонентов
Во-первых, для того, чтобы имидж был стильным, он должен быть ГАРМОНИЧНЫМ. Но для этого недостаточно удачно подобрать прическу к овалу лица клиента. Имидж — это сложная система, включающая в себя целый ряд компонентов.
Давайте начнем с нашего отражения в зеркале. Платье еще не надето, прическа не сделана, макияж не нанесен. Но первый компонент имиджа уже есть. Это фактура, то есть внешность человека: телосложение, параметры и пропорции фигуры, осанка, черты лица, цвет кожи и волос.
А теперь начинается создание образа. Появляется грим, прическа, платье, обувь и украшения. Это и есть второй компонент имиджа — костюм, к которому мы отнесем не только одежду с аксессуарами, но и все остальное, что можно увидеть на человеке — от макияжа и прически до загара и татуировок. И не только увидеть, но и почувствовать — например, аромат духов.
Итак, костюм полностью готов. Но имидж еще не завершен. Ошибаются те, кто думают, что для создания стильного имиджа достаточно симпатичной фактуры и красивого платья. Надев роскошный наряд на "рыночные манеры", мы получим не светскую даму, а нарядившуюся торговку. Пластика тела, речь, голос, лексикон, манеры — это и есть третий компонент имиджа, который мы назовем словом роль.
Фактура, костюм и роль — главные компоненты имиджа. И мы оцениваем любой созданный образ — реального человека, киногероя или фото в журнале — в первую очередь по этим трем компонентам. Но не только. Наше впечатление не было бы полным, если бы мы, к примеру, оценивая имидж бизнесмена, не обратили бы внимания на его автомобиль, сотовый телефон и интерьер его офиса. Иными словами, создание имиджа невозможно без четвертого компонента, который мы назовем французским словом антураж, что в переводе означает "окружение".
И, наконец, пятый компонент имиджа. Например, в кинофильме — это сюжет, из которого мы узнаем имя и возраст героя, историю его жизни и причины поступков. На языке имиджмейкинга принято называть этот компонент словом story (история). Это информация, которую мы знаем о человеке: его имя, возраст и профессия, социальный, материальный и семейный статус, его прошлое и настоящее, черты характера, хобби и увлечения, таланты и способности, — в общем все то, что становится достоянием общественности.
Таким образом, гармония имиджа — это не только сочетание одежды, аксессуаров, прически, макияжа и аромата духов. Все это должно гармонировать с внешностью человека, его походкой, голосом и манерами, с его социальным статусом, образом жизни, интерьером и автомобилем. Иными словами, гармония имиджа — это взаимное соответствие всех его пяти компонентов: фактуры, костюма, роли, антуража и story.
Но что такое чувство гармонии и хороший вкус? Давайте попробуем мысленно подобрать обувь к летнему романтическому платью — светлому, легкому, с цветочным узором. Что подойдет: черные вечерние туфли на шпильке или плетеные сандалии? Большинство людей, не задумываясь, выберут второй вариант как наиболее гармоничный, а в ответ на вопрос "почему?", скорее всего, сошлются на традицию или сложившийся стереотип. И традиции, и стереотипы действительно существуют. Но ведь когда-то они возникли впервые… И произошло это по подсказке интуиции.
Акт творчества всегда интуитивен, и не только в так называемых чистых видах искусства (музыка, живопись), но и в прикладных, к числу которых относится и мода. При этом ощущение гармонии стилиста основывается на его ассоциативном мышлении. То есть нам кажется, что платье связано с сандалиями — оно ассоциируется с ними. Таким образом, мы подбираем друг к другу не вещи, а их ассоциации. Прежде чем мы дадим хоть малейший совет клиенту по цвету волос или коррекции бровей, мы должны разработать его ассоциативный образ. И только после этого можно приступать к подбору визуальных компонентов, соответствующих концепции образа.
Не следует забывать, что не только костюм, но и внешность человека, его походка и голос — это тоже часть ассоциативного портрета. Поэтому наиболее типичную ошибку стилист совершает тогда, когда привносит какие-либо элементы в имидж, ориентируясь только на то, что эти вещи сами по себе кажутся стильными, красивыми или модными. Но ничего нельзя надеть просто "для красоты". Прическа "хвостик пони" и бантик в волосах явно не подойдут даме зрелого возраста. Потому что в этих элементах есть невинность, наивность и девичий романтизм, совершенно неуместные в ассоциативном образе этой дамы.
Хороший вкус, то есть чувство гармонии, — не что иное как развитое ассоциативное мышление. Это наше "шестое чувство", данное нам от рождения. Конечно, вкус можно развивать. Но он зависит не от того, сколько журналов о моде пролистал человек, а от того, сколько и каких книг прочитал в детстве, сколько и каких фильмов видел, какую музыку слушал, сколько бывал в театрах и музеях, то есть как часто и как активно приобщался к искусству. Именно это формирует его вкус и в одежде.
Но вкус может быть не только хорошим или плохим. Он может быть индивидуальным, что зависит от личных особенностей ассоциативного мышления конкретного человека. Если бы все мы считали красивым и гармоничным одно и то же, мы бы превратились в однородную массу.
Психологическое обоснование имиджа
Вторым критерием стильного имиджа является его ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ. Если стилист рассматривает клиента как модель, если в первые пять минут встречи он восклицает: "Молчите, не говорите мне ни слова! Я знаю, как вас сделать!" — то это плохой стилист. И зря он обижается, когда клиент потом уходит от него недовольным. А что произошло? Стилист забыл о том, что стильный имидж — не только гармония элементов костюма и удачное сочетание его с внешностью клиента. Это еще и социально-психологическая его обоснованность. Без этой составляющей человек никогда не будет ни выглядеть стильно, ни чувствовать себя комфортно.
"Как удачно изменить имидж?" — этот вопрос мне задают чаще всего. На мой взгляд, такая постановка вопроса в принципе не правильна. Эффектное преображение внешности не должно становиться для нас самоцелью. В каком-то случае требуется ее кардинальная перемена, а в другом — лишь незначительная коррекция. Не изменить, а найти имидж клиента — вот главная задача стилиста. Ведь имидж — это, прежде всего, сам человек, его индивидуальность. А одежда, прическа и макияж — лишь средства, с помощью которых имидж-дизайнер помогает этой индивидуальности проявиться более ярко.
Какой бы совершенной ни была бы визуальная гармония образа, она не может претендовать на удачный имидж человека, если не будет соответствовать его внутреннему миру. Исходя только из фактуры ему можно подобрать немало вариантов очень удачного внешнего облика. Но без учета индивидуальных черт его личности каждый из них остается лишь красивой чужой маской. Следовательно, работая над имиджем клиента, стилисту следует учитывать не только его внешние данные, но и психологические особенности. Мотивы и установки, страхи, защиты и комплексы — эти данные не столь очевидны по сравнению, например, с пропорциями фигуры. Без основательной подготовки здесь не обойтись.
Работая с реальным клиентом, стилист чем-то сродни врачу, определяющему диагноз пациента и последующее лечение, даже принцип работы тот же — "Не навреди!" Но за что зацепиться, проводя "обследование"? Каков критерий того, что новый имидж будет психологически комфортен? Ответ имеет четкую формулировку — психологический мотив. Он всегда лежит в основе наших поступков, в том числе — в основе выбора имиджа. Чтобы избежать ошибок, необходимо в каждом случае начинать свою работу с анализа мотивации клиента, а лишь затем приступать к формированию его визуального облика.
Но как выяснить психологический мотив клиента? Может быть достаточно спросить у него самого: "Зачем вам нужен новый имидж?" К сожалению, клиент, который способен четко сформулировать свой психологический мотив, — большая редкость. В большинстве случаев клиенты приходят со стандартной фразой: "Хочу что-нибудь изменить". А главная задача имидж-дизайнера как раз и заключается в том, чтобы определить его мотивацию.
Чаще всего в случаях неудачи стилисты перекладывают вину на клиентов: "Сами, мол, не знают, чего хотят!" Но в действительности большинство недовольных клиентов — это результат недостаточной психологической компетентности специалиста. Ведь нельзя навязать человеку чей-то вкус, чужую мотивацию и заставить его носить психологически некомфортный имидж.
Да, наши клиенты действительно не знают, чего они хотят. Определить это — и есть главная задача стилиста. Остальное — дело техники.
Искусство разбираться в моде
И, наконец, третий критерий стильности: имидж должен быть МОДНЫМ. Я имею в виду не коммерческую моду, скажем, на длину юбки или высоту каблука. Модным, то есть актуальным, соответствующим времени должен быть сам человек.
"Что сегодня в моде?" Полвека назад ответ на этот вопрос сводился к четким рекомендациям о длине юбки, двух-трех модных силуэтах, цветовой гамме и фактуре ткани, высоте каблука, модной прическе и цвете губной помады. То есть мода тогда определялась конкретным перечнем модных форм. "Модная форма" — это первый, низший уровень отношения к моде, который до недавнего времени был для человечества практически единственным. Других критериев оценки внешнего облика просто не существовало, а лучший комплимент в адрес внешности звучал приблизительно так: "У вас хороший портной! У вас хороший парикмахер!"
Хорошим парикмахером был тот, кто вовремя узнавал последнюю тенденцию из Парижа и быстрее других успевал воплотить ее на волосах своих клиентов. И ему не надо было беспокоиться о том, подойдет ли новая прическа к новому платью клиентки. Обязательно подойдет! Если, конечно, она успела заказать новое платье у хорошего портного.
Разбираться в моде означало лишь одно: знать последние новости из Парижа — о модном покрое, модной длине, модном цвете, модной прическе…
Модная форма была не просто красивой картинкой в журнале, но диктатурой, которой должны были подчиняться все. Альтернативы не существовало. Зато мода представляла собой нечто четкое и понятное.
Но начиная с 1970-х годов у человечества появляется второй, более высокий уровень отношения к моде. За это мы должны благодарить уличные молодежные субкультуры, которые начали появляться в послевоенной Европе и Америке, а к концу 60-х уже составляли грозную силу. Тогда наряду с официальной появляется уличная мода, или антимода, как ее пренебрежительно называли масс-медиа. Но у людей впервые появилась возможность выбора стиля, который тогда был равносилен выбору одной из двух сторон баррикад.
Модная индустрия быстро использовала эту ситуацию в своих целях, сделав понятие "модный стиль" главной категорией моды 70-х. Если раньше надо было угнаться за модной формой, то теперь — уследить за сменой модных стилей. В обиходе появляются понятия классический стиль, романтический, фольклорный, джинсовый, спортивный. Как ранее формы, так теперь стили принялись входить и выходить из моды, сменяя друг друга. Да и популярный комплимент теперь звучал по-другому: "У вас хороший стиль!" Одеваться со вкусом означало уметь сочетать вещи, выдерживая стиль. Эклектика, то есть смешение стилей, считалась синонимом безвкусицы и была также недопустима как и старомодность самого стиля.
А какие формы и стили в моде сегодня? Самый исчерпывающий ответ: в моде все! К середине 1990-х годов мы обнаружили, что в моде любая длина, любой силуэт, любая прическа. Они вернулись, предоставив нам свободу выбора, но утратив при этом роль четких ориентиров.
Мы вернули также в пользование все стили, которые когда-либо появлялись: от минимализма до гламура, от фолка до афро, от хиппи до рейва, а также любые ретро-стилизации от позапрошлого века до 1980-х. Но главное — канули в прошлое представления 70-х о необходимости чистоты и выдержанности стиля. Все можно смешивать со всем. Вариантов — тысячи, а точных рецептов нет.
Итак, борьба за возможность альтернативы, начатая хиппи 40 лет назад, завершилась. Вместо четких директив от сезона к сезону — полная вседозволенность и право на индивидуальность. Итак, к концу ХХ века мы доросли до третьего, высшего уровня в отношении к моде, и главной ее категорией стало понятие "модный имидж". И это закономерно: современная фэшн-индустрия поднялась на уровень имиджевого подхода к созданию продуктов моды.
Мода на людей, мода на женщин и мужчин, мода на звезд, домохозяек, бизнесменов и тинэйджеров — вот главная мода наших дней! И эту моду создают не портные и дизайнеры, а сами люди — яркие личности, генерирующие модные образы в кинематографе, музыкальной индустрии, на сцене общественной жизни. Они-то и являются настоящими творцами моды, демонстрируя нам не только свою одежду и внешность, но и их стильное сочетание с ролью в обществе, характером и образом жизни.
Чтобы быть в курсе последних тенденций, стилисту недостаточно просмотреть репортажи о коммерческих коллекциях ведущих дизайнеров. Шоу-бизнес, кино, политика, светская жизнь и даже реклама — вот основные источники информации о современной моде на имидж. Но это вовсе не означает, что нам остается лишь пассивное подражание. На мой взгляд, соответствовать времени — это значит прежде всего понимать современные идеалы, а уж затем делать выводы для собственной жизни, оставаясь самим собой. Без этого быть стильным невозможно.
Да, разбираться в современной моде гораздо сложнее чем полвека назад. Сегодня это значит владеть всеми тремя уровнями отношения к моде: прежде всего ориентироваться в стильных имиджах, но при этом следить и за модными формами, и за актуальными стилями. Игнорировать коммерческую моду глупо, но становиться ее рабом — глупо вдвойне.
Конечно, какие-то формы и стили могут стать более актуальными в сезоне. И в многочисленных дамских журналах мы можем встретить советы вроде следующего: "Если у тебя есть мини-юбка — выбрось ее! В этом сезоне самая модная длина — миди!" Не считай этот призыв директивой, а воспринимай его исключительно как коммерческое предложение. Ибо все многообразие современных форм и стилей — сегодня лишь варианты для выбора. А критерием этого выбора должна служить не актуальность и "трендовость" самой вещи и даже не чистота и выдержанность стиля, но только лишь гармония индивидуального имиджа.