Диптих "Я возвращаюсь издалека": тюрьма и женское счастье
Этот необычный проект начался с того, что актриса Нового Рижского театра Элита Клявиня почти полгода провела в женской Ильгюциемской тюрьме — в исследовательских целях взялась поработать в театральном кружке заключенных, развивая их актерское мастерство. К процессу привлекла своих коллег из театра. Вместе им удалось поставить чеховских "Трех сестер". И таких, что профессионалы на премьере пускали нескупые слезы.
За время работы у Элиты установились настолько доверительные отношения с постоялицами тюрьмы, что те согласились поделиться своими историями на камеру. Рассказы женщин, убивших своих мужей или детей, зазвучали особенно горько на фоне войны — это истории про то, куда исчезает человечность и как насилие порождает новое насилие. "В Москву, в Москву! Нет ничего лучше Москвы", - мечтают на тюремной сцене чеховские сестры, уповающие на некую лучшую жизнь там, где их нет… По горькой иронии, в тюрьме для многих из этих женщин условия жизни намного лучше, чем на воле за ее пределами.
Iļģuciema MĀSAS treileris | SISTERS in Longing Trailer from Air Productions on Vimeo.
По задумке Элиты Клявини, документальный фильм "Ильгюциемские сестры" (Iļģuciema māsas) стал второй частью, своеобразной разгадкой.
Подробно о проекте и билеты — здесь.
Фильм "Сестры": детдом и детское счастье
Как рассказала Линда, сама она родилась в семье, где не было недостатка в любви, но уже в 16 лет пошла волонтером в лагерь, где отдыхали детдомовцы — поделиться теплом. Позже у нее в жизни был опыт, когда они с мужем на год брали мальчика-сироту по системе "гостевой семьи" и воспитывали вместе со своими сыновьями…
Замыслив новый фильм, Линда стала много времени проводить в детском доме, общаясь с двумя воспитанниками — братом и сестрой. Поговорив с семьей, которая собиралась их усыновить, режиссер поняла, что не хочет рисковать судьбой реальных детей — тогда и возникла идея, сделать историю художественной. Ее героинями стали две сестры, оказавшиеся в детдоме при живой, но лишенной родительских прав очень невзрослой маме.Та все время подавала девочкам надежду на возвращение в "нормальную" семью, но ответственности за свои слова не несла.
Директор детского дома (ее роль исполняет та же актриса Элита Клявиня) понимает, что найти новых родителей для подростков в Латвии — миссия невыполнимая, и подыскивает для сестер верующую и любящую американскую семью. Младшая сестра сразу готова породниться и стать добропорядочной американкой, а 13-летняя Анастасия мечется и бунтует — она не может смириться с тем, что надо отказаться от своего "я", куда прочно вписалась и непутевая родная мать…
Для съемок детдома режиссер выбрала не унылый казенный дом с железными кроватями и деревянными игрушками, каким многие представляют себе детдом, а современную комфортабельную новостройку в окружении разбитых пятиэтажных "хрущеб", где пусть бедно и не особо благополучно живут настоящие семьи. Любой воспитанник детдома охотно бы вписался в любую из них, но свою…
Фильм можно увидеть в кинотеатрах Латвии с 21 октября.
Подробно о проекте и билеты — здесь.
Вернисаж "1.6": художники и тревожные чувства
Мужчина, который смог догнать бегущую курицу, импровизированный парти в трамвайном вагоне, влюбившийся в русскую француз на фоне бескрайней Ладоги (на фото слева), родной брат, чье лицо вдруг стало непривычно добрым при лунном свете и, неожиданно, слившиеся почти воедино Петерис Шмидре с Айей Симсоне (на фото справа), празднующие на фоне отблесков солнцеворота Лиго…
Галерея говорящих образов Варвары — одна из шести экспозиций вернисажа "1.6" необычного арт-пространства Masa, заплутавшего в одном из глухих ответвлений улицы Чака на месте заброшенной типографии. Скульптуры и "ловцы снов" художницы из Даугавпилса Анастасии Дубовской — свидетельства двух последних запутанных годов. Черно-белые фотографии рижанки Карины Шумковой отвечают на вопрос "Что я чувствую?"
Полина Ефимченко поставила задачу произвести своими фотографиями ощущение когнитивного диссонанса, столь знакомое многим сегодня. Художник-самоучка Ричард Плинта создал коллекцию масок-противогазов, использовав промышленные отходы. Лишенному родины Денису Гутнику из Украины творчество помогает справиться с чувством одиночества и депрессии. Он пытается заполнить живописью все свободное время.
Подробно о проекте — здесь.