В новом исследовании ученые выдвинули гипотезу, что изменения в наблюдаемой ими галактике могут быть результатом пробуждения массивной черной дыры.

Галактика SDSS1335+0728 начала светиться ярче в конце 2019 года, что побудило астрономов проследить за ее изменениями.

В новом исследовании, опубликованном во вторник в журнале Astronomy and Astrophysics, ученые заявили, что эти изменения могут быть первым случаем, когда они увидели активизацию черной дыры в режиме реального времени.

"Представьте, что вы годами наблюдали за далекой галактикой, и она всегда казалась спокойной и неактивной, - говорит Паула Санчес Саес, астроном из Европейской южной обсерватории в Германии и ведущий автор исследования. - "Внезапно оно [ядро] начинает демонстрировать резкие изменения яркости, не похожие на типичные события, которые мы наблюдали раньше".

"Мы заметили, что источник меняется, в частности его энергетическое состояние. Исходя из этого, мы считаем, что он активизируется, - добавила Санчес Саес в интервью Euronews Next. - Неясно, что вызывает эту активацию, но мы видим развитие".

Для наблюдения исследователи использовали различные телескопы, в том числе комплекс "Очень большой телескоп" Европейской южной обсерватории в Чили.

Галактика SDSS1335+0728, расположенная на расстоянии около 300 миллионов световых лет в созвездии Девы, не показывала изменений в течение предыдущих двух десятилетий. С декабря 2019 года она стала излучать больше ультрафиолетового и оптического света, а три года спустя увеличилась инфракрасная светимость. В феврале она начала излучать рентгеновские лучи.

Крис Линтотт, профессор астрофизики Оксфордского университета, не принимавший участия в исследовании, назвал ее "захватывающим объектом". "Либо это экстремальная версия чего-то, что мы видели раньше, либо процесс, который мы никогда не могли наблюдать, - сказал Линтотт в интервью Euronews Next. - Мы знаем, что черные дыры в центре галактик то гаснут, то разгораются с периодом в десятки тысяч лет, но мне и в голову не приходило, что нам посчастливится застать одну из них в действии".

Астрономы заявили, что необходимо провести дополнительные исследования, чтобы исключить другие объяснения этой активности. Одним из таких объяснений является приливное разрушение - явление, при котором звезда проходит вблизи черной дыры и разрывается на части, порождая свечение.

Однако, по словам ученых, это объяснение менее убедительно по нескольким причинам. "Колебания, которые мы видим, не похожи на классические, которые мы должны наблюдать при приливном разрушении, - говорит Санчес Саес. - Это значит, источник меняется в течение очень долгого времени. Обычно приливные разрушения длятся несколько тысяч или сотен дней". Рентгеновская активность, появившаяся после первых изменений, - еще один аргумент, что это не классическое событие приливного разрушения.

"Мы продолжаем наблюдать за источником с помощью других приборов, чтобы лучше понять, что происходит. Мы не можем сказать, какая из этих гипотез верна, но мы можем с уверенностью утверждать, что это не классическое событие. Это событие, которого мы никогда раньше не видели", - говорит Санчес Саес.

Астрономы сходятся во мнении, что с увеличением числа телескопов, открывающих новые возможности для наблюдения за небом, будет появляться все больше данных, помогающих понять галактики. "Есть намеки на то, что центральная черная дыра Млечного Пути проходит через такие циклы активности, так что мы можем быть свидетелями чего-то, что уже происходило в нашей галактике в прошлом и может повториться в будущем", - говорит Линтотт.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !