Генетика, различия в развитии мозга и психическом здоровье в подростковом возрасте могут помочь объяснить, почему у некоторых молодых людей развиваются расстройства пищевого поведения, предполагает новое исследование. В Европе около 20 миллионов человек страдают от расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия, компульсивное переедание), чаще всего это молодые женщины и подростки.
Для нового исследования, опубликованного в журнале Nature Mental Health , около 1000 молодых людей из Англии, Ирландии, Франции и Германии предоставили генетические данные, заполнили анкеты о своих привычках в еде и благополучии, а также прошли магнитно-резонансную томографию (МРТ) в возрасте 14 и 23 лет.
Когда участникам исполнилось 23 года, команда исследователей разделила их на три группы: люди с нормальными пищевыми привычками (42%), ограничивающие себя в еде (33%) и люди с компульсивным перееданием (25%).
Исследование показало, что 14-летние подростки с тревожностью, депрессией или проблемами с вниманием к 23 годам с большей вероятностью имели нездоровые привычки в еде. Нездоровое пищевое поведение также было связано с ожирением и более высоким генетическим риском высокого индекса массы тела (ИМТ) — показателя, используемого для диагностики ожирения.
Результаты подчеркивают "потенциальные преимущества улучшенного образования, направленного на борьбу с нездоровыми пищевыми привычками и неадаптивными стратегиями преодоления трудностей", — заявила Сильван Деривьер, профессор биологической психиатрии в Королевском колледже Лондона и старший автор исследования.
Например, родители могут уделять пристальное внимание привычкам своих подростков дома, учителя и ученики могут лучше осознавать, как отношения в школе могут "усугубить существующую уязвимость и привести к расстройствам пищевого поведения", а специалисты в области здравоохранения должны понимать роль мозга в расстройствах пищевого поведения, сказала Деривьер в интервью Euronews.
Примечательно, что не только привычки или генетика подростков предсказывали расстройство питания в молодом возрасте. МРТ-сканирование показало, что у людей, питающихся нездорово, в подростковом возрасте наблюдалось менее выраженное и замедленное созревание мозга.
Префронтальная кора головного мозга полностью формируется примерно к 25 годам, и некоторые исследования показали, что, поскольку мозг подростков еще не полностью созрел, они более уязвимы к рискованному поведению и стрессовым факторам окружающей среды.
В исследовании было установлено, что созревание мозга сыграло свою роль как в возникновении проблем с психическим здоровьем в возрасте 14 лет, так и в нездоровом питании в возрасте 23 лет, независимо от ИМТ молодых людей. Замедленное созревание мозжечка — части мозга, которая контролирует аппетит — также помогло объяснить связь между генетическими рисками высокого ИМТ и ограничительными привычками в еде среди 23-летних.
Результаты подчеркивают "важнейшую роль развития мозга в формировании привычек питания", — сказал Синьян Ю, аспирант Королевского колледжа в Лондоне и соавтор исследования.
Другие исследования показали, что серьезный дефицит веса может повлиять на развитие мозга и когнитивных функций, а аномальное развитие частей мозга, контролирующих вознаграждения и торможение, может стать причиной компульсивного переедания.
Исследователи из Королевского колледжа заявили, что результаты исследования можно использовать для создания более персонализированных инструментов помощи молодым людям, у которых могут развиться расстройства пищевого поведения.
Ранее они обнаружили различия в результатах сканирования мозга за несколько лет до того, как у подростков развилось нездоровое пищевое поведение, что означает, что можно будет выявлять молодежь из группы риска еще до того, как у них начнут проявляться проблемные привычки.
Деривьер говорит, что следующим шагом станет продолжение сбора данных по той же группе людей, чтобы понять, как различия в созревании мозга и привычках питания влияют на них после 20 лет. "Это может сыграть решающую роль в профилактике расстройств пищевого поведения и поддержании общего здоровья мозга", — считает Деривьер.