miegs, gulēt, atpūta, viedtālrunis, pusaudzis, miega traucējumi
Fоtо: Shutterstock
Остекленевшие глаза, односложные фразы и непрерывный звон уведомлений из динамиков смартфона — родители по всему миру пытаются бороться с зависимостью своих детей от интернета. "Когда мой десятилетний внук сидит перед экраном, вокруг для него ничего не существует", — заявила Вера Йоурова, комиссар по ценностям и прозрачности на мероприятии Европейского парламента в июне.

Сейчас страны ЕС предпринимают первые шаги по ограничению чрезмерного и потенциально вредного использования крупных социальных сетей, таких как Facebook, Instagram и TikTok, пишет Politico.

В Китае хотят ограничить время у экрана до 40 минут для детей в возрасте до восьми лет, а в американском штате Юта ввели "комендантский час" для несовершеннолетних. Франция обратилась к производителям, требуя от них установки системы родительского контроля, активируемой при включении устройства.

У ЕС тоже есть свои масштабные планы. Страны союза предпринимают смелые шаги в рамках Закона о цифровых услугах (DSA), который с конца этого месяца заставит крупнейшие онлайн-платформы — TikTok, Facebook и Youtube — не только открыть свои системы для проверки Европейской комиссией, но и доказать, что они делают все возможное для того, чтобы их продукты не вредили детям.

Наказание за невыполнение требований? Крупный штраф в размере до шести процентов годового дохода компании.

Растет количество несчастных подростков


Связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков все еще является предметом споров.

Гиганты цифровой индустрии зарабатывают на том, что привлекают наше внимание, и удерживают его как можно дольше, собирая при этом деньги рекламодателей. Им это неплохо удается — бесконечный скроллинг в сочетании с периодической, но непредсказуемой обратной связью в виде "лайков" или уведомлений, имитирует воздействие игровых автоматов на наш мозг.

Даже взрослым людям бывает достаточно сложно справиться с этой тягой. Беспокойство вызывает тот факт, что для уязвимых молодых людей эта тяга приводит к вполне реальным и негативным последствиям — тревоге, депрессии, плохой концентрации внимания и проблемам с восприятием тела.

Крупные исследования психического здоровья, проведенные в США, где есть наибольшее количество данных, показали, что за последние 15 лет заметно возросло число несчастных подростков, и эта тенденция сохранилась и во время пандемии.

Статистика растет по целому ряду показателей — суицидальные мысли, депрессия, а также более обыденные проблемы со сном. Наиболее ярко эта тенденция проявляется среди девочек-подростков

В то же время наблюдается взрывной рост использования смартфонов, причем все больше людей приобретают их в более молодом возрасте. Частота использования социальных сетей, измеряемое как количество обращений к той или иной платформе в день, также значительно выросло.

Правда, эта тенденция наиболее заметна в англоязычном мире, хотя она прослеживается и в других странах Европы. Кроме того, существует целый ряд сопутствующих факторов. Уменьшение стигмы в отношении психического здоровья может означать, что молодые люди более открыто описывают в опросах свои переживания. Меняющиеся политические и социально-экономические факторы, а также опасения по поводу изменения климата, тоже влияют на психическое здоровье многих людей.

Fоtо: Shutterstock

Исследователи, представляющие все стороны дискуссии, согласны с тем, что технологии играют свою роль, но при этом не объясняют тенденцию полностью.

Технологии и раньше заставляли родителей паниковать

Лука Брагьери, доцент кафедры экономики итальянского университета Боккони, говорит, что раньше считал опасения по поводу Facebook раздутыми, но после того как он начал изучать эту тему (и с тех пор удалил свой аккаунт в Facebook), он изменил свое мнение.

Брагьери и его коллеги проанализировали результаты исследований психического здоровья студентов американских колледжей за 2004-2006 годы — период, когда Facebook впервые был внедрен в американских колледжах и еще не был доступен широкой публике. Он обнаружил, что в учебных заведениях, где появился Facebook, психическое здоровье студентов ухудшилось по сравнению с университетами, где платформы еще не было.

Столкнувшись с растущим давлением в последние годы, такие платформы, как Instagram, YouTube и TikTok, ввели различные инструменты, включая родительский контроль

Элиа Аби-Джауд, психиатр и ученый из Университета Торонто, говорит, что он лично наблюдал проблемы, вызванные интернетом, работая в стационаре детской и подростковой психиатрии с 2015 года.

"Я фактически был на передовой, наблюдая резкий рост числа проблем среди подростков", — говорит Аби-Джауд, который также опубликовал исследование на эту тему. В своей практике он столкнулся со всевозможными аффективными жалобами, депрессией и тревогой. "Но если дело дошло до стационара — речь идет о суицидальности. Это было поразительно", — отмечает он.

Что его больше всего беспокоит? Недостаток сна и сопутствующие ему перепады настроения и ухудшение успеваемости в школе. "Я думаю, что многие люди хронически недосыпают", — говорит Аби-Джауд.

Новые технологии и раньше вызывали панику. "В 1940-х годах были опасения по поводу радиозависимости и детей. В 1960-х годах — телевизионная зависимость. Теперь мы имеем дело с телефонной зависимостью. Я думаю, что главный вопрос — есть ли отличия? И если да, то какие?" — говорит Эми Орбен, сотрудник отдела когнитивных наук Совета по медицинским исследованиям Великобритании при Кембриджском университете.

Она не отрицает возможный вред социальных сетей, но утверждает, что подход к этому вопросу должен быть взвешенным. Необходимо обратить внимание на конкретные группы людей, которые наиболее уязвимы, а также на платформы и функции, которые могут представлять наибольшую опасность.

Fоtо: Shutterstock

Существует серьезное несоответствие между мнением большинства и фактическими данными о вреде использования социальных сетей, говорит Орбен. Среди прочих положений новые правила ЕС впервые позволят исследователям получить данные, которые обычно глубоко спрятаны на серверах компаний.

По словам Орбен, несмотря на то, что много внимания уделяется негативным последствиям использования цифровых медиа в ущерб позитивным примерам, проведенное ею исследование самочувствия подростков во время пандемии, показало, что дети, имеющие доступ к компьютеру, были более счастливы, чем те, кто его не имел.

Конечно, когда речь заходит о риске причинения вреда детям, Европа придерживается осторожного подхода

"Не все дети пострадают от рисков, связанных с использованием смартфонов и социальных сетей, — заявила в июне на мероприятии Еврокомиссии Патти Валкенбург, руководитель Центра исследований детей, подростков и СМИ при Амстердамском университете. — Но в отношении несовершеннолетних нам необходимо придерживаться принципа предосторожности. Того, что вред может быть причинен, должно быть достаточно, чтобы обосновать меры по предотвращению или снижению потенциального риска".

Родительский контроль

Столкнувшись с растущим давлением в последние годы, такие платформы, как Instagram, YouTube и TikTok, ввели различные инструменты, в том числе родительский контроль. С 2021 года YouTube и Instagram рассылают подросткам, использующим их платформы, напоминания о необходимости делать перерывы. TikTok в марте объявил, что для продолжения просмотра видео несовершеннолетние должны вводить код доступа после часа пребывания в приложении.

Крупным онлайн-платформам также будет запрещено отслеживать активность детей в интернете, чтобы показывать им персонализированную рекламу. Однако вскоре компаниям, работающим в социальных сетях, придется пойти еще дальше.

К концу августа платформы с более чем 45 млн пользователей в Европейском союзе, включая такие компании, как Instagram, Snapchat, TikTok, Pinterest и YouTube, должны будут соблюдать очень длинный список правил

Они будут обязаны ежегодно предоставлять в Европейскую комиссию, контролирующую исполнение Закона о цифровых услугах, оценку существенного влияния дизайна, алгоритмов, рекламы и условий предоставления услуг на ряд проблем, таких как защита несовершеннолетних и психическое здоровье. Затем они должны будут предложить и реализовать конкретные меры под пристальным вниманием аудиторской компании, Комиссии и проверенных исследователей.

В числе мер встречается запрет на то, чтобы алгоритмы рекомендовали девочкам-подросткам видеоролики о диетах, и необходимость отключения автовоспроизведения по умолчанию, чтобы несовершеннолетние не задерживались на просмотре контента.

Брюссель также работает с технологическими компаниями, отраслевыми ассоциациями и детскими группами над правилами разработки платформ, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Кодекс по разработке дизайна, соответствующего возрасту, который планируется создать к 2024 году, будет содержать четкий перечень мер, которые Еврокомиссия хотела бы видеть у крупных компаний для соблюдения нового закона.

Однако новый закон ЕС о контенте не станет волшебной палочкой, которую, возможно, ищут родители. Закон о контенте не распространяется ни на популярные развлечения, такие как онлайн-игры, ни на приложения для обмена сообщениями, ни на сами цифровые устройства.

Как Европейская комиссия будет проводить расследования и преследовать компании, работающие в социальных сетях, пока неясно. Внешние аудиторы и исследователи также могут столкнуться с препятствиями при работе с массивами данных и строками кода, чтобы найти нарушителей.

Вопрос о том, насколько компании готовы нарушить свою бизнес-модель ради психического здоровья своих пользователей, остается открытым, считает Джон Альберт, эксперт по вопросам политики в компании AlgorithmWatch, занимающейся защитой интересов технологического сектора. По словам Альберта, технологические гиганты прилагают серьезные усилия для борьбы с наиболее вопиющими нарушениями, такими как кибербуллинг или пищевые расстройства. Специалист считает, что уровень прозрачности, обеспечиваемый новыми правилами, является беспрецедентным.

"Когда речь идет о гораздо более широких вопросах, касающихся психического здоровья и того, как алгоритмы взаимодействуют с пользователями и влияют на них с течением времени... Я не знаю, чего нам следует ожидать", — заявил он. По всей видимости, процесс проверки затянется, пока Комиссия будет разбираться со сложными платформами.

"В краткосрочной перспективе, мне кажется, что все будет происходить как обычно. Бизнес есть бизнес".

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !