Каким образом ритмичность облегчают нашу работу? Легче всего это проследить на примере двигательной активности. Вначале, когда мы осваиваем новый для себя навык, он, как правило, расчленен на отдельные элементы. В усвоенном навыке фазы движения как бы соединяются в цепь и превращаются в часть единого последовательного процесса. В основе такого объединения лежит формирование сложной уравновешенной системы нервных процессов. Центральная нервная система постепенно обретает способность возбуждать только определенные мышечные группы и в определенной последовательности. Она действует по принципу: ничего лишнего.
Даже сложные действия могут благодаря устойчивым нервным связям совершаться легко и как бы машинально. Это так называемая стадия автоматизации. Значение ее трудно переоценить: внимание перестает загружаться деталями и переключается на наиболее важное, узловое. В сложных, например, аварийных, ситуациях, не оставляющих времени на размышления, человек действует тем не менее четко, собранно, правильно.
Своей организованностью, устойчивостью режима работы мы можем помочь формированию таких нервных связей, тем самым облегчая себе жизнь. И, наоборот, нечеткость рабочего ритма к рассеиванию внимания, вызывает разбросанность. Нервная система от такой неорганизованности истощается, развивается утомление. Возникает угроза невротического состояния.
Психология учит четкости
Организованность человека зависит во многом от его умения ставить перед собой ясные и конкретные цели. Чрезвычайно полезно накануне обдумывать все, что нужно сделать завтра, в каком порядке и в какое время, представлять себе все течение дня, распределять его по периодам в соответствии с важностью каждого дела. Подобные наметки — первая предпосылка организованности. Конечно, могут быть непредвиденные обстоятельства, которые заставят отступить от плана. В этом случае следует перестроить план, но не отказываться от него.
Для самовоспитания рекомендуется в конце дня, прежде чем обдумать, что и когда надо сделать завтра, вспомнить прошедший день, проверить, что удалось выполнить, что получилось хорошо, а что нужно еще исправить, дополнить или даже переделать. Главное здесь — определить, как и когда это будет осуществлено.
Конечно, то, что стало привычным, что повторяется изо дня в день, не требует усиленного обдумывания. Столяр не думает о том, как надо держать рубанок. Грамотный человек не думает о том, как написать ту или иную букву. Рука "сама" держит инструмент правильно, "сама" правильно выводит букву. Но прежде чем овладеть таким почти автоматическим навыком в какой-то деятельности, человек должен ее осмыслить и многократно повторить.
Примерно так же приобретаются привычки. В детстве нас всякий раз заставляли мыть руки перед едой и объясняли, зачем это нужно. У взрослого это стало привычкой. Когда-то молодой рабочий клал подручные инструменты как попало, потом привык раскладывать их в известном порядке. И теперь, когда требуется взять определенный инструмент, рука "сама" протягивается к нему. Такие навыки и привычки освобождают нас от подсобной, требующей времени и усилий деятельности.
Разболтанному, неорганизованному человеку вначале трудно планировать свои обязанности, свои дела. И не сразу появляется в характере собранность, четкость. Тут важно не отступить, и ото дня ко дню будут множиться победы над самим собою. Сознание, что больше удается успеть, сделать, вселяет уверенность, жизнерадостность. Эти черты отличают энергичных, целеустремленных людей.
Наблюдения физиолога
Как отражаются рывки на состоянии организма?
Физиологи труда обследовали диспетчеров пультов Мосэнерго. Самые напряженные часы работы у них — начало смены, первые 2–3 часа рабочего дня. И приборы физиологов фиксируют: реакции нервной системы замедлились у диспетчеров на 27 процентов.
В оставшиеся часы смены диспетчеры тоже напряженно работают. Правда, телефон звонит уже не каждую минуту, а через 4–5 минут. Казалось бы, показатели утомления к концу трудового дня должны возрастать. Однако этого не происходит. Реакции нервной системы замедлены уже не на 27 процентов, а только на 19, то есть к концу дня реакции даже ускоряются.
В конце напряженного периода, когда у пультов управления нарастает лавина событий, физиологи с помощью специальных проб определяли, как изменяется скорость переработки информации у ответственных диспетчеров и у помощников. Оказалось, что у тех, кто несет большую ответственность, эти показатели стали в четыре с половиной раза хуже, чем у их подчиненных, выполнявших такой же объем работы. Это результат сосредоточения у одного человека и напряженной работы и большой ответственности. Можно утверждать, что такая неоправданная концентрация "съедает" и здоровье человека и высокое качество его труда.
Ритм помогает и в самой простой, механической работе. В лаборатории физиологии труда провели такой опыт. Человек поднимает небольшой груз. Один день он делает это ритмично под звук метронома, другой — заведомо вразнобой, подчиняясь беспорядочно подаваемым сигналам. Приборы регистрируют объем совершаемой работы.
Результаты оказались поразительными: ритмичность на 20 процентов увеличивала продолжительность работы, которую человек мог выполнять до наступления утомления.