Любовь в массовом порядке
Классическую схему полиаморного союза можно представить так: девушка А полюбила молодого человека Б. И все у них было хорошо, пока Б не встретил девушку В, с которой у него тоже случилась любовь. Но вместо ссор и истерик с выдергиванием волос соперницы А познакомила своего бойфренда и его подругу с молодым человеком Г, с которым у нее завязались далеко не дружественные отношения. При этом между девушкой В и молодым человеком Г тоже пробежала искорка, а девушка А и молодой человек Б периодически ходят на свидания.
Вся компания чувствует себя отлично, наслаждаясь взаимным обществом друг друга. Эти люди — полиамористы. Они против того, чтобы их называли свингерами. Секс для них, несмотря на его доступность между любыми участниками союза, — не главное. "Мы не просто обмениваемся сексуальными партнерами, мы дарим друг другу любовь, понимание, уважение, не ограничивая ничью свободу", — таков девиз этих людей.
Сердца четырех
Каждый из нас знает, что такое любовный треугольник: либо сам был его непосредственным участником либо слышал такие истории (с разными концами) от друзей и близких. Чаще всего с этим явлением ассоциируются ложь, предательство, измена, т.е. ничего хорошего.
Полиамористы смотрят на эту ситуацию по-другому. "Любовь — тонкая материя. Никто не может предугадать, когда она зародится и когда исчезнет. Но ведь жизнь так коротка, не хочется тратить ее на вечное самокопание и придирки к человеку, чувства к которому остыли, — объясняет свою позицию 26-летний Николай, приверженец полиамории. — Так почему же не сделать так, чтобы всем было хорошо?"
По его словам, отношения в полиаморном союзе основаны в первую очередь на доверии. Ведь если нет необходимости скрывать свои любовные пристрастия от близкого человека, то ложь автоматически исключается. Последователи идеи множественной любви скорее склонны рассматривать другие увлечения своего партнера как благо для него, а не как угрозу для себя. Не приемлют они и чувства собственничества, так как это противоречит самому принципу полиамории. Эти люди предпочитают отношения, построенные на доверии, отношениям, основанным на контроле и запретах.
"Ошибаются те, кто считают, что полиамория — это вседозволенность и безответственность. Любая форма любви не допускает этого, а тем более такая, — говорит Николай. — Мы отказываемся от традиционных границ дозволенного, но должны свято соблюдать собственные договоренности, иначе можно скатиться до обычного разврата".
В идеале уважение, свобода, понимание, пропагандируемые полиамористами, должны присутствовать и в традиционных союзах. Но при этом полиаморные люди убеждены в возможности "этичной немоногамии" — интимных отношений с несколькими людьми одновременно. Полиамория отличается от полигамии тем, что фокусируется не на составе семьи, а на отношениях как таковых, которые могут принимать или не принимать форму семьи.
Свобода выбора или поиски легкого пути?
Считается, что движение полиамористов зародилось еще в середине 19 века. В своей коммуне богослов из Йельского университета Джон Хэмфри Нойес активно пропагандировал равноправие полов и принцип: "Всякий мужчина — муж всякой женщины". Но, как утверждают немногочисленные пока исследователи этого явления, настоящая мода на полиаморию началась в 60-70-хх годах прошлого века, а сам термин был придуман в 90-х.
Востребованность такой формы любви ее приверженцы видят в постепенном раскрепощении личности. "Человек — это комок комплексов, которые мешают ему по-настоящему любить. Ведь что-то такое ревность и, как ее следствие, запреты? Это боязнь, что другой будет лучше тебя, — говорят убежденные полиамористы. — Либо крайняя степень самовлюбленности, что может больно ранит близкого человека. Но если человек избавится от этой психологической шелухи, то сразу придет осознание того, что любовь многогранна. А значит любить одновременно нескольких человек и позволять то же самое своим партнерам — вполне естественно".
Впрочем, большинство психологов и сексологов не разделяет воодушевление полиамористов. Они склоняются к тому, что полиамория — результат психологических проблем человека. Ведь строить отношения с одним партнером — непростая задача, приходится постоянно искать компромиссы и в чем-то переделывать себя.
"Отношения сразу с несколькими партнерами характерны скорее для подростков и молодых людей. Так они ищут себя, примеривают разные варианты собственной жизни, — говорит психолог Евгения Никитина. — Пока формируются приоритеты и установки, это объяснимо и понятно".
Но если человек с возрастом не меняет своих принципов и продолжает бегать от одного партнера к другому (в данном случае поддерживает любовную связь одновременно с несколькими), то на лицо психологическая несостоятельность уже взрослого человека, считают психологи.
* нежелание брать на себя ответственность
* уход от решения проблем
* потребительское отношение к жизни. Человек нужен лишь тогда, когда он доставляет удовольствие. Дальше переходим к следующему.
Психологи не верят в долгосрочность полиаморных союзов. Между тем их скрытая форма — довольно распространенное явление.
"Вот уже два года я живу на две семьи. Первая — муж и ребенок. Муж — удивительный человек: добрый, нежный, заботливый. Да все положительные качество — это про него. С ним я могу поговорить на любую тему, к тому мы коллеги, так что всегда есть что обсудить. Кроме одного вопроса. Секса, — делится своей историей Анна Калязина. — Сексуальное удовольствие я получаю с другим человеком. Назвать его просто любовником я не могу. С ним мне хорошо, весело и уютно. Мы можем просто бродить часами по городу и дурачиться. Но он слишком далек от проблем, которые волнуют меня. Вот так и живу".
Любовь без правил
Полиамористы во всем мире стараются не афишировать себя. Это и не удивительно. Отношение к этой форме интимных отношений, мягко говоря, неоднозначное, скорее резко негативное. Даже людей, не причисляющих себя к консерваторам, шокирует интимная свобода полиамористов. Хотя раньше и гражданский брак считался верхом разврата…
Противники любой формы так называемой свободной любви (к примеру, открытый брак) ссылаются на то, что настоящее чувство нельзя поделить на несколько объектов, а значит полиаморные отношения изначально неполноценны. Это не любовь, а обыкновенная распущенность, прикрытая красивыми словами о свободе и уважении, убеждены критики.
Религии не дают однозначного ответа, как следует относиться к нестандартной форме отношений мужчин и женщин. Взять хотя бы ислам, который допускает многоженство, а оно сродни полиамории. Но в мусульманском мире никто не осудит мужчину, у которого несколько жен.
Больше всего же полиамористам достается от христиан. Истинно верующие осуждают добрачные связи, что уж говорить о "многолюбии". "Не прелюбодействуй" и "Не желай жены ближнего твоего" — эти слова из Библии ставят полиамористов вне религиозного закона.
"Любовь — это высокое чувство, не надо окунать его в грязь. Если два человека связали себя священными узами, то это угодно Богу, — говорит отец Александр. — Все, что вне брака — от лукавого. Телесные связи вне семьи унижают человеческое достоинство. А интимный опыт с разными людьми не поможет построить крепкую семью. Выбирать мужа или жену нужно в первую очередь по душе".
Социологи же подходят к новой тенденции в семейно-интимных отношениях более прагматично. Они говорят о кризисе института брака, что во многом и объясняет появление новых форм любви. В качестве доказательства приводят статистику разводов, с каждым годом их становится больше. Не исключают они и того, что со временем полиамория станет единственно возможной схемой семьи.
При всем уважении к выбору каждого человека верить в это не хочется. Ведь тогда придется признать, что мы слишком ленивы, чтобы работать над собой и отношениями с близким человеком.