Осенью я пережила настоящее потрясение: увидела в скайпе свою троюродную сестру из маленького украинского городка. Мы не встречались четверть века и отыскали друг друга через социальную Сеть. Понимаю, что годы меняют людей. Но не до такой же степени! Я бы сроду не узнала в этой расплывшейся морщинистой женщине с "химией" на голове и в коричневой кофточке прежнюю черноглазую красотку, любительницу ярких помад и мини-юбок. И даже в кошмарном сне не приняла бы ее за свою ровесницу! А ведь она старше меня всего на два года! Может, скайп все чудовищно искажает?
Родственница скинула мне на майл свои фотографии — за накрытым столом среди подруг. Все гости, как мне показалось, выглядели не лучшим образом. Я помчалась к зеркалу — и облегченно вздохнула: со мной вроде все в порядке — не юная, конечно, дева, но еще вполне. И я задумалась о том, почему моя сестра так неважно выглядит: ведь живет она в идеальных условиях — в просторном собственном доме, окруженном вишневым садом, на окраине небольшого тихого городка. Никаких выхлопных газов, никаких стрессов — один муж, первый и последний, одна работа — на швейной фабрике, питание — экологически чистое, со своего огорода, вся родня — под боком. Почему же она не лучится свежестью, не блистает взором, не сияет улыбкой, а жалуется на печень и сердце и мечтает о пенсии, до которой еще "до обидного" много лет?
Почему в мегаполисе живут дольше: качественная медицина
Жительнице большого города и раннюю диагностику онкозаболеваний проведут, и воспаление легких моментально купируют, и аппендикс удалят вовремя, без гнойного воспаления, и аортокоронарное шунтирование при стенокардии сделают. Инфаркт вылечат. Из инсультного состояния выведут. И она будет жить.
В подавляющем большинстве маленьких городов высококвалифицированной медицинской помощи не найдешь. А до больших врачебных центров из них не добраться — не хватает санитарных вертолетов и оборудованных машин. И те болезни, которые в мегаполисе излечимы, становятся для жителей маленького городка роковыми.
Свежий воздух предупреждает у жителей провинции легочные болезни. В загазованном мегаполисе они действительно встречаются намного чаще. Но люди с ними живут долго и от них почти никогда не умирают. Бичом современности являются сердечно-сосудистые и онкологические недуги, а от них свежий воздух, даже горный и чистый, не спасает.
Почему в мегаполисе живут дольше: физиология приспосабливается
Ученые нашли у жителей мегаполисов особо модифицированный ген, который повышает устойчивость к ОРЗ и вирусным инфекциям. А у жителей сел и деревень, где плотность населения невысока, такого гена нет.
Даже типичные болезни горожанина идут ему на пользу. В больших городах у людей часто встречается аллергия. А недавно выяснилось, что иммунная система аллергика очень быстро распознает и уничтожает предраковые клетки. И предрасположенные к аллергии люди реже болеют онкозаболеваниями.
Почему в мегаполисе живут дольше: высокое образование
В больших городах концентрация образованных людей чрезвычайно высока: здесь для них много рабочих мест. А образованному человеку свойственно заботиться о своем здоровье. Он имеет представление о том, как работает его организм. Понимает, зачем ему антиоксиданты и почему нельзя переедать.
Для образованного человека принцип "надо и полезно" важнее, чем "хочу и приятно". Он быстро перестраивает свой режим согласно новым веяниям науки, редко курит, а если и курит, то изо всех сил компенсирует "дефект" суперздоровым питанием и периодическим очищением организма от шлаков. И в итоге люди с дипломом живут на 3--6 лет дольше, чем люди без него.
Жители провинции, как правило, со средним образованием или вовсе без оного. И в силу этого -- консервативны, склонны жить по привычке и "заветам предков", а предки ели много и без разбора, пили и курили. Они не видят смысла в профилактике и здоровом образе жизни, в "очищения от шлаков" и обилии витаминов, не сильны в деталях сбалансированного питания, а ведь все эти тонкости действительно работают и продлевают нам жизнь.
Почему в мегаполисе живут дольше: свобода от условностей
В большом городе население очень разнообразное. И ты всегда найдешь себе компанию по душе, какой бы у тебя ни был характер. А предпочитаешь находиться от людей на расстоянии — дистанцируйся сколько угодно.
Никто не сочтет тебя чудачкой: у всех свои метровые розовые тараканы в голове, на твоих никто и внимания не обратит. Чем больше город, тем спокойнее его жители относятся ко всяким отклонениям от средней нормы. И ты живешь без самого главного страха нашей жизни — не угодить другим. И не тратишь силы на борьбу за право быть собой. И ни с кем не воюешь.
В лондонском Гайд-парке сидит на скамейке девушка, играет на лютне и поет мантры. И никто на нее пальцем не показывает. Только один прохожий спрашивает: "Почему восточная мантра — под западную лютню?" Девушка вежливо поясняет, что таким образом объединяется сакральность Запада и Востока.
А если бы она пела мантры в Иецаве у автобусной остановки? Сразу бы ее мужу, маме и брату сказали, что она с ума сошла! И те пошли бы девушку забирать. В маленьком городе в твою жизнь — пусть и с самыми благими намерениями — вмешиваются те, кто в ней ничего не смыслит и только мешает. Приходится одеваться, как все, и говорить на общепринятые темы. Это как в большой семье жить: всегда на виду, и если не совпадаешь с родней по распорядку дня или интересам — тебя загрызут или запилят.
В маленьком городе нет места "белым воронам" и всем, кто от стандарта отличается. Приходится себя подавлять и жить под прессингом общественного мнения. А в провинции оно всегда жестче и суровее, чем в большом городе. И постепенно твой интерес в жизни падает, ты работаешь на одной фабрике швеей, как моя троюродная сестра, и в сорок с небольшим мечтаешь о пенсии и внуках — о другом мечтать при взрослых детях не принято. И угасаешь рано, как свеча под стеклянным колпаком.
Почему в мегаполисе живут дольше: интересная жизнь
В мегаполисе все время что-то происходит, очень хочется узнать, что будет дальше, и этот интерес удерживает нас в жизни вернее и сильнее любви и родственных чувств.
Когда нам интересно, организм производит гормон дегидроэпиандростерон-сульфат — он ускоряет образование новых клеток, отвечает за самоисцеление организма, ясность мышления, силу и выносливость. И мы живем очень долго. Больше всего этого гормона в крови детей и подростков. У стариков его уровень падает до 10% от первоначального уровня. Но тот, кто учится новому, много путешествует, ходит на концерты и выставки, встречается с интересными людьми, много читает и размышляет, живет насыщенной жизнью, запускает его синтез и удлиняет свой век.
А в большинстве маленьких городков жизнь однообразна и монотонна. В них хорошо отдыхать или проводить часть своего времени, наслаждаясь природой, покоем, и вновь окунаться в активную жизнь где-то поодаль.
Почему в мегаполисе женщина выглядит моложе: она не ощущает груза прожитых лет
В большом городе разлет в возрасте наших коллег и приятельниц составляет 30 лет. И 35-летняя женщина общается как с девушками за 20, так и с дамами за 50. Она не ощущает своей принадлежности к какой-то определенной возрастной группе.
И понимает, что жизнь продолжается, и через 20 лет ее тоже будут волновать любовь, мужчины, наряды, духи, хороший джаз и художественное фото. А это внушает надежду и прогоняет депрессию и тоску. Какими мы себя чувствуем — такими и выглядим. Эта гонка за временем чертовски интересна. И с дистанции сходить не хочется. У женщин в мегаполисе даже климакс протекает легче — без страшных приливов и истерик с сердцебиением: они понимают, что и после менопаузы у них все равно останутся секс и любовь.
А в провинции девушки общаются с девушками, зрелые дамы — со зрелыми дамами. Возрастная иерархия соблюдается четко. В статусе бабушки не положено носить джинсы в обтяжку и ходить на дискотеку. Надо дружить с бабушками и говорить о внуках. И в 45 лет женщина выглядит как бабушка, ведет себя как бабушка, понимает, что ей нечего ждать любви и секса, и ее гормональный фон становится неуправляемым. Климактерические симптомы у нее проявляются рано, мучают приливы и припадки злобной раздражительности и тоски по ушедшей женственности. Она не живет, а выживает. И превращается в старушку.
Почему в мегаполисе женщина выглядит моложе: у нее больше денег
Средний достаток населения в мегаполисе выше, чем в провинции. Обеспеченная женщина меньше подвержена стрессам, не психует из-за зависти к богатым и из-за невозможности купить то, что нравится, и ее омолаживают улыбка и хорошее настроение.
И одета она со вкусом и так, что выглядит моложе своих лет. У нее качественная косметика, стрижка и цвет волос от хорошего парикмахера. Внешняя ухоженность, уверенность в себе и душевное равновесие всегда делают нас моложе даже без изысков эстетической медицины.
В маленьких городках, к сожалению, много откровенно бедных людей, которые с трудом сводят концы с концами и экономят на всем, кроме еды. Бедность вызывает у нас напряжение, тревогу и зависть, а эти чувства старят.
Почему в мегаполисе женщина выглядит моложе: она не работает на свежем воздухе
Нет ничего губительнее для женской красоты, чем длительное пребывание на открытом воздухе: глаза сощурены от солнца и ветра, рот от холода поджат и перекошен, брови нахмурены, щеки обветрены.
Через пять лет — морщины, пигментные пятна, купероз, плотная грубая кожа. Даже во времена древнеегипетских фараонов знатные женщины об этом знали, всегда защищали лицо от солнца и гордились светлой кожей.
Загорает горожанка только во время отпуска. И то немного: чрезмерный загар уже вышел из моды. Летом она пользуется солнцезащитными кремами, на зимней прогулке — специальной косметикой "от холода и ветра".
А в небольшом городе у многих свой садик-огородик, где они работают в любую погоду. И не задумываются о своей внешности — не принято. Если женщине нравится физический труд на воздухе — жить она будет очень долго. Выглядеть — очень плохо.
Почему в мегаполисе женщина выглядит моложе: она может "подогнать" внешность
В мегаполисе принято хорошо выглядеть и тратить деньги на сохранение молодости. Здесь полно институтов красоты и косметических салонов для женщин с разным достатком.
Можно сделать массаж лица за 12 и за 120 латов. В первом случае — эффект поскромнее, но обе дамы выглядят более юными, чем их ровесница из провинции, которая не делает ничего, кроме масок из сметаны. Можно собрать деньги и на что-то более радикальное.
Для горожанок нормально: в 30 лет — ботокс, в 35 — мезотерапия, в 40 — лазер. И потом, после первой хирургической подтяжки лица, ты повторяешь вслед за Мадонной: "Мне пятьдесят, а я — как новенькая!" Жительница мегаполиса "ультразвуком" и "вакуумом" вытачивает стройную фигуру, покупает кремы и средства по уходу за телом. И та горожанка, которая долго ничего омолаживающего со своей внешностью не делала, нервно озирается на моложавых подруг и в конце концов идет к косметологу или записывается к пластическому хирургу на консультацию.
В провинции возможностей ухаживать за собой с помощью эстетической медицины и достижений anti-age терапии почти нет. Все вокруг выглядят одинаково — тебе не с кем себя сравнивать, не за кем гнаться. И ты машешь на себя рукой.
Миг красоты и счастья
Продолжительность жизни и здоровье на 30 процентов зависят от генетики и на 70 процентов от того, как мы живем. Наше здоровье, долголетие и молодость зависят не столько от внешних факторов вроде прекрасной экологии и красивого пейзажа, сколько от интереса к жизни, полезных привычек и от заботы о себе, любимой и драгоценнейшей. И чем интереснее и разнообразнее наша жизнь, тем лучше мы себя чувствуем, дольше живем и моложе выглядим.
Жизнь в маленьком городке прекрасна при одном условии: когда в нем живут те, кого объединяют общие духовные — как у мормонов или адвентистов, или интеллектуальные интересы. В Северной Калифорнии, в Силиконовой долине, притаились чудесные маленькие города: синтез интеллигентного шарма большого города и трогательного покоя провинции. Это Пало-Альто и Менлоу-Парк.
Живут там сотрудники корпорации Google и преподаватели из расположенного неподалеку Стэнфордского университета с известным на весь мир медицинским факультетом. Климат в долине мягкий и благодатный: весь день светит солнце, утром в июньском парке накрывают столы к обеду, так как все знают, что дождя не будет — не сезон. В городе бесплатные парковки, уютные кафе, СПА-центры, театр "старинного кино", где показывают только классику Золотого века Голливуда. Здесь выступает со своим джаз-бендом режиссер Вуди Аллен и читает лекции о малом бизнесе кинозвезда Натали Портман.
В этих городках живут обеспеченные и прекрасно образованные люди, которые выстроили свою жизнь так, как они сами хотят. Тут можно жить долго, счастливо и выглядеть молодой. Но сколько продлится век такого города? Зачахнет Google, все его работники разлетятся по миру. И не будет ни Мэнлоу-Парка, ни Пало-Альто. А мегаполисы — Рим, Париж и прочие большие города, вроде Риги и Санкт-Петербурга, останутся с нами всегда.
Журнал благодарит за идею профессора Валдиса Пирагса