Всевозможные пинарики, органайзеры, напоминалки — некоторые тратят на поиски мотивации к труду даже больше времени, чем на сам труд. Но есть и те, для кого, напротив, проблема не в том, чтобы начать работу, а в том, чтобы ее закончить.
Свято уверовав в идею Бенджамина Франклина о том, что лень разъедает организм быстрее, чем труд изнашивает, они готовы безостановочно работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Отпуск? Какой отпуск?
Они уже не помнят, что это, потому что в отличие от нормальных людей берут отгулы и выходные только в крайних случаях — смертельно опасная болезнь, похороны или свадьба… Правда, последнее ввиду трудоголизма маловероятно.
Когда работа убивает
В феврале 2002 года на заводе Toyota Motor Corp прямо во время рабочего дня скоропостижно скончался рабочий Кеничи Ючино. Ему было всего 30 лет, и все его считали образцово-показательным работником, примером для подражания.
Кеничи никогда не брал отгулы и с радостью оставался после работы, чтобы доделать очередное задание шефа. В среднем его рабочий день длился около 12 часов, а в последний месяц перед смертью — почти 14.
Он буквально дневал и ночевал на работе, пока его сердце вдруг не остановилось, и, как заключили медики, виной тому были именно его регулярные переработки и в буквальном смысле смертельная усталость.
В Японии смерть от работы имеет даже специальное название — кароси (или кароши), и считается страховым случаем, то есть семье погибшего от переработок полагается компенсация (и семье Кеничи ее выплатили).
История Кеничи — это далеко не единичный случай, и даже не единственный из тех, что получили огласку. В 2000 году от переутомления скончался премьер-министр Японии Кэйдзо Обути: его рабочий день составлял 12 часов, и за почти 2 года работы у него было всего три выходных.
Зависимость от работы
А в 2006 шумную огласку получил еще один случай кароси — 45-летний сотрудник Toyota (снова Toyota!) Микио Мидзуно, работавший над гибридом седана Camry, умер от ишемической болезни сердца, причиной которой официально были признаны регулярные переработки.
У него была и жена, и дочь, и прекрасный дом, но каждый день он опаздывал к ужину как минимум на 4 часа, а иногда и вовсе ночевал на работе.
По статистике, ежегодно только в Японии от кароси погибает около 10 000 человек, что в корне противоречит существующим в нашем обществе идеям, что "от работы еще никто не умирал" и "переработать невозможно".
Наверняка, вы сейчас подумали: "Это Япония, нам-то точно кароси не грозит, у нас спиваются больше". И в чем-то это, конечно, верно, но, с другой стороны, если взять мегаполисы, то люди действительно работают очень много, и сердечно-сосудистые заболевания до сих пор занимают одно из первых мест в списке причин смертности. Просто у нас (кстати, возможно, в силу того же менталитета) нет такого понятия, как кароси, и нет статистики смертей от переработок, а в Японии она ведется с 1987 года.
Трудолюбие всегда поощрялось обществом, но вопрос в том — где та тонкая грань между просто добросовестным выполнением своих обязанностей и патологической зависимостью от работы?
Впервые о трудоголизме как о болезни заговорили в 1919 году. Венгерский психоаналитик Шандор Ференци заметил, что некоторые из его пациентов стабильно заболевали к вечеру пятницы и так же стабильно приходили в норму к утру понедельника.
С одной стороны, в этом нет ничего особенного: за неделю человек устал, а к понедельнику отдохнул и набрался сил. Но смысл как раз в том, что в выходные человек не отдыхает — он не чувствует себя расслабленным и не может сосредоточиться на развлечениях, потому что все его мысли сводятся к работе. Также трудоголизму, как правило, сопутствуют перфекционизм, повышенная тревожность и панический страх неудачи.
Трудоголизм (не путать с трудолюбием) — это не позитивная характеристика работника, как сейчас принято считать, а, прежде всего, зависимость, хоть она, в отличие от алкоголизма или игромании, и поощряется обществом.
Ключевое отличие трудоголизма от трудолюбия в том, что человек может и не любить то, чем он занимается, но сама мысль о том, чтобы не стремиться сделать как можно больше и не работать на износ, вызывает у него чувство дискомфорта. Грубо говоря, получается, ситуация в духе "мышки плакали, кололись, но продолжали есть кактусы".
Конечно, трудоголизм не так явно влияет на здоровье, как наркомания или алкоголизм, но он похож на эти зависимости больше, чем кажется. Алкоголик может не любить водку, но будет нуждаться в ней, ведь без регулярных возлияний организм уже чувствует себя плохо.
Трудоголик не любит, например, писать рекламные тексты, но в выходные чувствует себя неприкаянным, ненужным и испытывает острое чувство дискомфорта и потерянности. Наркоман ненавидит героин, но не может без него, потому что вещество уже полноценно участвует в обмене веществ, и без него организм начинает "ломать".
У трудоголика наркотик — это работа, и она, как героин, настолько прочно вошла в его жизненный цикл, что если хотя бы ненадолго исключить ее, начнутся самые настоящие ломки (как раз то, что Ференци назвал "воскресным синдромом").
Как распознать в себе трудоголика
Так же, как и наркоман или алкоголик, трудоголик далеко не всегда признает свою зависимость, и поэтому не видит никакой проблемы в своем чрезмерном трудолюбии. Наоборот, он, несмотря на постоянный стресс, испытывает удовлетворение от того, что, например, установил очередной рекорд по длительности пребывания в офисе. Но проблема на самом деле есть, и чем раньше человек начнет ее решать, тем лучше. Вам определенно стоит задуматься, если:
1. Работа для вас — лучшее лекарство от любых жизненных неурядиц. Когда что-то случается в вашей жизни, то ваша естественная реакция — с головой уйти в работу.
2. Даже в выходные и во время отпуска вы непрерывно думаете о работе, а по ночам перед сном часто размышляете, как то или иное дело можно было сделать лучше.
3. После работы вам трудно переключить мысли на что-то другое и нередко вы не можете заснуть, думая о том, что и как будете делать на работе завтра.
4. Во время отдыха вы испытываете тревожность и не можете расслабиться, а настоящее удовлетворение приносит только работа.
5. Вы проводите на работе значительно больше времени, чем прописано в вашем трудовом контракте, и вам за это не доплачивают. При этом вы испытываете чувство вины, если вам вдруг нужно уйти вовремя.
6. Если у вас случаются периоды "простоя" или вынужденного отдыха, то вы испытываете дискомфорт от того, что "бездельничаете". Вам кажется, что вы не выкладываетесь по максимуму, как это должен делать, по вашему мнению, любой порядочный человек, который хочет чего-то добиться в жизни.
7. Социальные мероприятия вроде вечеринок и совместных походов в кино, с друзьями кажутся вам скучными и ненужными ("Это пустая трата времени!"), а реклама развлечений вызывает у вас только раздражение. Вы не сплетничаете с коллегами и не ходите пить кофе в столовую, потому что все это тоже сопряжено с чувством вины за то, что вы не трудитесь.
8. За последние 2 года вы ни разу не были в отпуске и не планируете.
9. Вам трудно общаться с семьей, так как работа для вас гораздо важнее того, что происходит дома. И вы скорее пропустите романтический ужин с мужем, чем откажетесь поработать в субботу.
10. Работа — это единственное место, где вы чувствуете себя полноценным человеком. В остальное время вам сложно контактировать с окружающим миром.
11. Успехи на работе — это для вас единственный критерий вашей состоятельности, и если на работе что-то не так, то вы испытываете ощущение, что вся ваша жизнь катится под откос.
12. Вы страдаете перфекционизмом и в работе маниакально пытаетесь добиться совершенства во всем, пусть даже это и не всегда нужно.
Почему возникает трудоголизм?
Трудоголизм не возникает внезапно на пустом месте: обычно эта зависимость развивается долго, и ее формирование происходит в несколько стадий. Сначала человек просто начинает чуть дольше задерживаться на работе и больше думать о ней, и на данном этапе его сложно заподозрить в трудоголизме, потому что у всех бывают периоды, когда работа требует повышенного внимания.
Затем, если вовремя не остановиться, человек начинает все больше и больше зацикливаться на работе, в ущерб своей личной, социальной жизни и даже своему здоровью. Появляются первые проблемы со здоровьем, выражающиеся в расстройстве сна и синдроме хронической усталости.
Работа, как наркотик, истощает организм, но человек уже ничего не может с этим поделать — ему нужна новая "доза". Причем "доза" эта, как и у наркомана, постепенно увеличивается — трудоголик начинает добровольно брать дополнительную работу на выходные или даже нагружать себя дополнительными обязанностями.
Иногда человек может даже делать это в наказание самому себе за слишком хорошо проведенный выходной — он мучается чувством вины от того, что не потратил свои силы и позитивную энергию на работу.
А если к трудоголизму добавляется еще и перфекционизм, то вообще получается убойная смесь, и больной вполне рискует пополнить ряды японцев, чья карьера закончилась кароси. И, наконец, крайняя степень трудоголизма — это когда уже начинаются конкретные проблемы со здоровьем и с психикой. Человек уже не в состоянии эффективно работать — он истощен и морально, и физически.
Нужно ли лечить трудоголизм?
Последствия трудового марафона, как правило, весьма плачевны. В лучшем случае человек срывается, пишет заявление об увольнении и уезжает лечить нервы в какой-нибудь Тайланд, чтобы потом вернуться отдохнувшим, просветленным и с более адекватным отношением к работе.
В худшем — тоже срывается, но по-тихому, и просто начинает делать свою работу все хуже и хуже, хотя количество рабочих часов не уменьшается. При этом он осознает, что делает хуже, но лучше сделать уже не хватает ни мотивации, ни сил.
Происходит так называемое "профессиональное выгорание". В итоге, конечно, начинаются уже реальные, а не выдуманные проблемы на работе, трудоголика увольняют, и для него это становится серьезнейшей травмой (ведь мы помним, что для трудоголика именно работа — мерило его полноценности).
Иногда это может даже полностью сломать человека, и он будет всю жизнь считать себя неудачником, не способным выдержать "нормальную трудовую нагрузку".
Если следствием трудоголизма стало профессиональное выгорание, то помочь человеку может только длительный отдых и, возможно, даже смена профессии. Получается парадокс, когда чрезмерное усердие в работе отдаляет от успешной карьеры, а не приближает к ней.
Если даже это вас не убедило в том, что от трудоголизма нужно избавляться, то подумайте о здоровье.
Во-первых, регулярные переработки повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний — если вам не страшно умереть в 30-40 лет, то подумайте о том, как неприятно будет постоянно ограничивать себя во всем из-за того, что у вас "слабое сердце".
Кроме того, трудоголики часто страдают заболеваниями ЖКТ и имеют проблемы со зрением и опорно-двигательным аппаратом. Во-вторых, трудоголизм весьма негативно сказывается на внешности: преждевременное старение, лишний вес, проблемы с кожей, плохая осанка — все это вполне естественные последствия 12-часового рабочего дня.
Под угрозой — семья и здоровье
Но еще ужаснее другое — трудоголизм может не только разрушить карьеру и здоровье, но и полностью вырвать человека из социума, лишить друзей и семьи. Правда, надо сказать, что иногда трудоголизм — это не причина, а следствие проблем с адаптацией в обществе и неумения строить отношения. Работа в данном случае — это всего лишь способ убежать от проблем.
Кстати, если взять ту же Японию, то трудоголики там — это в большинстве своем одинокие мужчины 30-40 лет, причем нередко уже ставшие таковыми из-за своей нездоровой страсти к работе. Ситуация в Стране восходящего солнца настолько катастрофическая, что ушлые японцы уже организовали целый бизнес по сдаче в "аренду" людей, которые по вашему желанию будут изображать ваших друзей или родственников.
Разумеется, главные клиенты — это трудоголики. Напрокат можно взять кого угодно — жену, мужа, любовницу или даже целую семью! Например, очень популярна у японских мужчин услуга "семья на час": за сходную цену в 700 долларов можно арендовать сразу комплект "жена и дети".
"Жена" встретит с работы, покормит и выслушает, а дети назовут папой и порадуют школьными оценками. А на следующий вечер он вернется в свою пустую холостяцкую квартиру, съест купленное в супермаркете бенто или грустно погрызет Доширак (кстати, не зря лапша быстрого приготовления была изобретена именно в Японии — идеальное изобретение для трудоголиков) и отправится в холодную постель… думать о работе.
Это в Японии, это далеко, и это о мужчинах, но… в России женщины уже давно работают наравне с мужчинами. Они строят карьеру, начинают свой бизнес, и получают не только преимущества, но и недостатки такого образа жизни.
Именно среди успешных с профессиональной точки зрения женщин очень много одиноких, и не потому, что они непривлекательны, а потому, что работа вытеснила все остальные потребности.