Фото: PantherMedia/Scanpix
Легкие симптомы депрессии у подростков могут легко перерасти в полноценное клиническое расстройство, если эти признаки будут подкреплены "нехорошим" гормоном кортизолом.

По статистике, клиническая депрессия случается с каждым шестым, и "накрыть" она может в самые разные периоды жизни, сообщает Компьюлента. Как и для всякого психоневрологического расстройства, для депрессии стараются подобрать биомаркер — какую-нибудь молекулу, однозначно указывающую на развивающуюся болезнь. Однако, как это часто бывает с такого рода недугами, поиски до сих пор не увенчались успехом. Объясняли это тем, что и причины, и симптомы депрессии могут быть самыми разными, и подобрать для всего этого разнообразия одну молекулу почти невозможно.

Но исследователи из Кембриджа (Великобритания) полагают, что им как раз удалось найти биомаркер депрессии, коим оказался стрессовый гормон кортизол. Мэтью Оуэнс и его коллеги наблюдали за двумя большими группами подростков, числом 660 и 1 198, у которых в течение недели несколько раз по утрам брали образцы слюны, чтобы определить уровень кортизола. Затем, спустя год, процедуру повторяли. В течение года подростки должны были сообщать о том, как они себя чувствуют и не проявляются ли у них симптомы депрессии.

В обеих группах налицо обнаружилась прямая связь кортизола и депрессии: если утренний уровень гормона был в норме, то и депрессия почти не проявлялась, если же уровень гормона оказывался повышен, то в течение года симптомы депрессии усиливались. Результаты позволили выделить среди подростков четыре группы, среди которых первая была наименее депрессивной, а четвертая, в которую попали примерно 17% испытуемых, отличалась максимальной депрессией.

В среднем "самые депрессивные" подростки были в семь раз более подвержены клинической депрессии, чем тинейджеры из недепрессивной группы. При этом у мальчиков этот разрыв был максимальным: те, что находились в депрессивной группе, рисковали заболеть в 14 раз сильнее недепрессивных подопытных. У девочек разрыв оказался лишь четырехкратным; при этом вероятность депрессии у них была одинаковой как при повышенном уровне кортизола, так и в случае обычных симптомов депрессии, не подкрепленных гормоном и развившихся впоследствии в серьезное заболевание.

То есть развитие депрессии происходит у разных полов по-разному, во всяком случае в подростковом возрасте.

Кортизол известен как "гормон стресса", поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что он связан с депрессией. Однако можно ли его использовать как диагностический маркер депрессии? Во всяком случае этого никто пока не проверял. Стоит подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о просто повышенном уровне гормона, а о том, что в сочетании с легкими признаками депрессии он может довести временную подавленность до самой настоящей болезни, требующей серьезного медицинского вмешательства.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !