Распространение в продаже филе и уже порезанных частей куриц и иных птиц погубило это традицию, но если семья иногда все же запекает птицу целиком, то не грех и повторить. Хуже точно не будет, тем более, что этому суеверию, в отличие от массы других вроде черной кошки и рассыпанной соли (не говоря уже о проходе под стремянкой или разбитом зеркале) — почти три тысячи лет. Наши предки знали, что они делают, верно?
Истоки поверья ученые нашли у этрусков, около VIII в. до н.э. Тогда считалось, что птицы — оракулы и когда этруски забивали курицу, они высушивали "вилочку" и сохраняли ее в качестве талисмана, приписывая ему чудодейственные свойства. Те, кому косточки не доставались, могли "одолжить" ее, загадать желание и легонько ею постучать (по дереву или нет — вопрос открытый, но мы не удивимся, если да).
Римляне подсмотрели эту идею у этрусков, но вот беда — в Древнем Риме куриц и иных птиц не очень жаловали, поэтому "вилочки" были еще большей редкостью, нежели у авторов идеи. В результате "магическую" косточку начали ломать на две части, удваивая, таким образом, производство ценного товара. Позже римляне перенесли традицию в Великобританию, а уж как она попала в континентальную Европу — довольно очевидно.
Интересно, что "инструкция по использованию" волшебной косточки постоянно менялась. То, как это делают сегодня счастливцы, которым удалось отведать целую птицу — мы уже описали. Высушить, загадать, потянуть — у кого большая часть, тому уже повезло. А вот раньше "рецепты" отличались.
Например, в XVII веке затейники британцы требовали непременно загадывать желание, балансируя косточкой на носу. В других странах и другое время, чтобы уравнять шансы сильных и ловких косточку просто ломали, а затем один из участников гадания зажимал половинки в кулаке и предлагал отгадать (ничего не напоминает?). Соответственно, кто отгадывал большую часть кости, тот и победил.
В некоторых странах "вилочку" носили в качестве талисмана наряду с заячьей лапкой или четырехлистником клевера. Однако, похоже, что не сломанная "вилочка" — это лишь обещание счастья, а чтобы желание исполнилось, ее нужно непременно сломать.
В общем, все хорошо, но на один вопрос наука так и не нашла ответ — можно ли обмануть удачу, поселившуюся в сросшихся ключицах курицы-оракула. Просто лично, в одиночку, в темной комнате, загадав желание и сломав кость, не испытывая судьбу и не деля "вилочку" ни с кем другим? Или, в крайнем случае, позвав на подмогу соседского кота Ваську. Технически у него ведь тоже есть желания…
Но, боимся, на поиск ответа на этот вопрос науке понадобиться еще три тысячи лет. Ведь сегодня люди целиком птицу едят, пожалуй, еще реже, чем в Древнем Риме.