Вопросы, кстати, придумали не мы, а профессиональный психолог, который специализируется на когнитивно-поведенческой терапии.
1. Мои тревоги контролируемы или решаемы?
Нас может тревожить состояние планеты, а еще есть гипотетическая ситуация, в которой умирает дорогой нам человек. Это вещи, которые находятся вне нашего контроля, и мы не можем их разрешить прямо сейчас, поэтому "игра" с тревогами по этому поводу только разжигает костер тревоги. Поэтому если вы даете ответ "нет" на вопрос "это решаемо?", то поблагодарите мозг за то, что предупредил и представьте, как мысленно откладываете заботу о проблеме в теплое и сухое место. Потому что просто подавление тревог только усиливает их, тогда как доброжелательное отношение к себе и к своим чувствам позволит вам успокоиться.
Так разрешается 95% тревог.
2. Мелкая ли это проблема?
Если вы уже 20 минут изучаете меню, не в силах сделать выбор даже несмотря на то, что другие люди рядом с вами умирают с голоду или никак не можете решить, какой фильм хотите посмотреть, вам, возможно, самое время спросить себя, насколько это важная проблема. Если ответ "не так, чтобы очень важная", то просто поверьте в то, что можете принять решение — и примите его немедленно. Если ответ негативный и вы понимаете, что выбор квартиры — это очень важное решение, то выделите на ее решение максимум ресурсов и все ваше внимание.
Тревога по поводу проблем не решает их, проблемы решаете вы.
3. Верю ли я в то, что беспокойство помогает мне решать проблемы?
Как сказано выше, беспокойство не решает проблемы. Этот факт надо вспоминать каждый раз, когда мы начинаем упиваться своими тревогами, полагая, что это помогает нам в чем-то.
4. Верю ли я в то, что всякая пришедшая мне в голову мысль является важной?
Если вы отвечаете на это "да", то вы не одиноки — так думает очень много людей. Однако на самом деле это не так — мысли приходят из ниоткуда и уходят в никуда совершенно спонтанно, их появление может спровоцировать что угодно: необычные виды, звуки, запахи. В появлении у вас в голове мыслей часто нет вообще никакой вашей заслуги. И уж совершенно точно не все из этих мыслей являются важными.
Не каждую мысль надо обдумывать и часто мы гораздо счастливее, если позволяем мыслям уходить из головы так же свободно, как они туда пришли.
5. Верю ли я в то, что "тревожиться" — значит "быть готовым"?
Иногда мы верим в то, что если потревожимся достаточно сильно, это сделает нас готовыми к чему-то плохому. Некоторые люди так сильно увлекаются этой умственной гимнастикой, что немного отрываются от реальности. Переехав в новый дом, например, вместо того, чтобы радоваться и наслаждаться этим важным событием, они начинают маниакально составлять список всех возможных поломок и несчастий, которые могут случиться, причем, составив его, они начинают его "пестовать" и постоянно дополнять. Так они путают предусмотрительность (поставить сигнализацию и составить список номеров сантехника, электрика и т.д. определенно стоит) и зацикленность на плохом.
Если вы поймали себя на том, что все время думаете о худшем сценарии событий, спросите себя, что бы вы предпочли делать до конца своих дней — продолжать об этом думать или все же чуть расслабиться и наслаждаться жизнью?
6. Когда я стал(-а) тревожиться?
Тревожность может быть способом самозащиты, но это не всегда нормально.
7. Насколько сильно я тревожусь сегодня по сравнению с прошлым?
Многие вещи в этой жизни получаются лучше по мере того, как вы их делаете и тревожность, к сожалению, не исключение. Еще в конце XIX века Фрейд утверждал, что нейроны, которые часто взаимодействуют друг с другом, в конце концов, оказываются связанными. Сегодня психологи чаще говорят о том, что постоянно испытываемые эмоции приобретают "мускульную память", то есть мы начинаем их испытывать просто по привычке, они становятся частью ежедневной рутины. При этом человек часто может не отдавать себе отчет в том, что он и его жизнь изменилась по сравнению с тем периодом, когда он тревожился. Так, детская зависимость от "злых" родственников прошла, человек переехал в другой город, ушел от босса-самодура или развелся со"второй половинкой", которая превращала жизнь в ад.
Важно отдавать себе отчет, что причина тревоги может исчезнуть, а привычка тревожиться — останется. И если такое случилось, надо это понять, принять и начать радоваться и "тренировать" совсем другие связи нейронов в мозгу. Положительные эмоции тоже могут быть автоматическими!