"Работа — это разновидность невроза!" — иронично заметил в начале прошлого века американский писатель и юморист Дон Херолд. К такому же выводу недавно пришла команда норвежских ученых — с результатами их исследования можно ознакомиться в престижном журнале PLоS ONE.
В исследовании приняли участие 16 426 работников в возрасте от 16 до 75 лет (подавляющее большинство добровольцев были замужними женщинами, окончившими университет). Сначала ученые раздали добровольцам листки с семью следующими утверждениями:
- "Вы думаете о том, как бы тратить на работу еще больше времени";
- "Вы проводите на работе гораздо больше времени, чем другие";
- "Вы работаете, чтобы избавиться от депрессии, тревожности, чувства вины или чувства беспомощности";
- "Другие люди вам говорят, что нужно меньше работать, но вы их не слушаете";
- "Если вам запрещают работать, то вы испытываете стресс";
- "Из-за работы у вас нет времени на хобби";
- "Вы так много работаете, что это негативно сказывается на вашем здоровье".
После этого исследователи попросили людей отметить, насколько актуально для них то или иное высказывание. Тех мужчин и женщин, которые написали "часто" или "всегда" напротив как минимум четырех утверждений, ученые из Норвегии отнесли к трудоголикам.
Затем ученые провели четыре других опроса, в ходе которых пытались выяснить, обладают ли респонденты симптомами того или иного заболевания или нет.
В итоге норвежцы узнали: 32,7% "стахановцев" (421 человек) страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), основными симптомами которого являются трудности с концентрацией внимания и плохо управляемая импульсивность. Среди участников эксперимента, не обладающих зависимостью от работы, число страдающих от СДВГ составило лишь 12,7%.
Кроме того, 25,6% трудоголиков (329 человек) столкнулись с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) — неврозом, при котором у больного непроизвольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли.
Больной постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (например, с помощью частого мытья рук).
Кстати, ранее уже было установлено, что чаще всего ОКР появляется как раз у трудоголиков, а также у людей с высоким уровнем интеллекта.
В ходе исследования респонденты-трудоголики признались: им важно, чтобы вещи лежали на столе определенным образом, они постоянно проверяют, закрыты ли окна и двери, они могут бесконечное число раз мыть руки и стирать даже чистую одежду, они не могут заснуть, пока не выполнят поручение, не требующее срочности. Кроме того, трудоголики часто оказывались не в состоянии контролировать свои мысли и сосредоточиться на чем-то, не связанном с работой.
По результатам исследования норвежцев, от ОКР страдают только 8,7% мужчин и женщин, которым чужд трудоголизм.
Также в ходе работы ученые установили: 33,8% "зависимых от работы" страдают от различных тревожных расстройств — из-за этого они часто испытывают приливы жара и озноба, чувство боли и дискомфорта в области желудка, у них кружится голова, подрагивают руки и ноги, наблюдаются проблемы со сном. Респонденты признавались, что они часто испытывают страх, у них шалят нервы, они плаксивы и ранимы.
Среди тех, кто не задерживается на работе допоздна и не посвящает все свободное время бесконечным проектам, депрессия была обнаружена у 2,6%, а тревожные расстройства — у 11,9%.
"Таким образом, очевидно, что трудоголики сталкиваются с целым рядом заболеваний, — резюмируют авторы исследования. — Зависимость от работы так же опасна, как зависимость от курения, алкоголя, азартных и компьютерных игр". По словам ученых, трудоголизм надо включить в DSM-5 — руководство по диагностике и статистике психических расстройств, разрабатываемое Американской психиатрической ассоциацией.
Кстати, иногда трудоголизм приводит к летальным исходам: так, один из сотрудников завода Toyota в Японии умер от того, что переработал.
По словам врачей, несчастный скончался по причине того, что он слишком много времени проводил на работе и сильно нервничал — переживал за качество вверенной ему части производственного процесса.
Общее время, которое мужчина провел на заводе внеурочно, составило за месяц 106 часов. Смерть в результате трудоголизма была подтверждена даже судом, который постановил: жена умершего должна получить денежную компенсацию от компании.