vardarbība sieviete depresija
Fоtо: PantherMedia/Scanpix

Татьяна Гришкина работает психологом и психотерапевтом в кризисно-консультационном центре Skalbes. Она часто работает с женщинами, ставшими жертвами не только домашнего насилия, но и чужих стереотипов о том, какими они якобы должны были быть. Подробнее о роли полов и гендерных стереотипов Татьяна рассказала Delfi Viņa.

"Я много лет работаю с женщинами, на чью долю выпало немало страданий и боли, но они по-прежнему хотят быть счастливы, радоваться жизни, достигать своих целей, совершенствоваться, быть красивыми и нравиться остальным. В группах психологической поддержки для женщин, пострадавших от домашнего насилия, я часто слышала, какой должна быть хорошая женщина, мать и жена. Но очень часто такие мнения и стереотипы не помогают расцвести, а наоборот, загоняют в жесткие рамки, в коварную ловушку, не позволяя вырваться из губительных отношений", — начинает свой рассказ Татьяна.

"Но работая с мужчинами, я заметила, что и они тоже нередко чувствуют чрезмерный груз ответственности из-за социальных стереотипов — они ощущают необходимость быть сильными, находчивыми, действовать быстро, скрывать эмоции, не показывать, что решать вопросы касательно карьеры, воспитания детей, здоровья, зарабатывания денег или даже развода им бывает очень тяжело. Они словно следуют идеалу мужественности, не задаваясь вопросом, откуда он вообще взялся, и не замечая, что он уже давно работает против них, загоняя их все глубже и глубже в тревогу и страх несоответствия заданным стандартам", — продолжает Татьяна.

"Я пришла к выводу, что ловушку в виде маски идеального мужчины или женщины нередко ставит само общество, навязывая свое представление о нормальной мужественности, женственности и отношениях. Я хотела бы остановиться на этих моментах, чтобы подробно разобрать и оценить некоторые мнения, которые мы видим в соцсетях, порталах, блогах, журналах и семинарах, продвигающих рецепты видимости счастливой жизни".

Навязанная мужественность и женственность способствует конфликтам

Fоtо: PantherMedia/Scanpix
Вот несколько примеров типичных представлений о женственности: "женщина должна быть слабой", "женщина должна не работать, а заботиться о доме", "настоящая женщина должна быть нежной, послушной, услужливой", "самостоятельность и настойчивость делают женщину мужественной", "женщина должна носить длинную юбку и заплетать волосы в косу, чтобы не растрачивать почем зря женскую энергию", "женщина всегда должна быть в хорошем настроении". Это было бы очень смешно, если бы многие не относились к этому как к истине и не брали эти советы на вооружение.

О мужественности ходит не меньше мнений и рекомендаций. Часто подчеркивается то, что мужчина должен быть лидером, конкурентоспособным, быть на вершине карьеры и финансов, иначе он — неудачник.

Возможно, кто-то считает, что эти стереотипы утратили свою актуальность, но большинство людей и сегодня живет, осознанно или неосознанно руководствуясь этими принципами. Да, уже давно прошли те времена, когда женщинам запрещали учиться и зарабатывать деньги, а также голосовать. Сейчас существует и женский баскетбол, и футбол, а мужчины могут брать отпуск по уходу за ребенком, но старые стереотипы живучи, а отношение общества к ним изменить не так-то и просто.

Если двое людей осознанно создают семью на условиях, что мужчина будет заботиться о финансах, а женщина — о доме, то это одна история. Но в тех семьях, где нет уважения, и к партнеру относятся исключительно как к исполнителю обязанностей, которые он выполняет не по доброй воле, а потому что это его функция, отношения становятся автоматическими и дело легко может дойти до жестокости. Там, где есть место доминированию, власти, контролю, манипуляции, и там, где постоянно говорят, что кто-то кому-то что-то должен, например, "Ты должен купить мне шубу" или "Ты должна готовить мне ужин, потому что ты сидишь дома, а я работаю", — там крайне высок риск агрессии.

Применение силы для "правильного" распределения ролей

Fоtо: Shutterstock
Когда мужчина не может реализовать себя, появляется риск. Канадский ученый Майкл Кауфман много лет изучавший вопрос насилия и просвещал мужчин и мальчиков о вреде применения агрессии, считает, что мужчины сами часто попадают в ловушку своего мачизма — ложного представления о том, что мужчина должен быть прямолинейным, агрессивным и доминантным. Это значит, что если мужчина, желая соответствовать чужим ожиданиям, остается наедине со своими неудачами, то он еще больше пытается доказать всем, как он силен. Снаружи он "транслирует" образ успешного мужчины, а дома "разряжается" на жене и/или детях.

Если мужчина не может самоутвердиться на работе, в спорте или еще где-нибудь, то он самоутверждается через физическую силу и насилие дома. Исследования показывают, что мужчина может наброситься на свою жену уже только потому, что верит в собственный авторитет, во власть над женщиной, считая, что имеет право судить и наказывать. Мужчина может принудить женщину к сексу, потому что уверен, что именно он должен доминировать, и что он может считать женщину своей собственностью.

В свою очередь, когда женщина считает своей обязанностью быть послушной и ответственной за "гармонию в доме и семье", за приготовленный вовремя ужин, выстиранное и выглаженное белье, повышается риск насилия со стороны мужчины в случае любой, даже выдуманной оплошности с ее стороны. И что самое печальное — в большинстве случаев женщина продолжает молчать, потому что считает себя виноватой и думает, что плохо старалась.

На семинарах о женственности часто призывают считать мужчину главой семьи. Однако слепое следование таким шаблонам очень опасно, и также часто ведущие семинаров забывают добавить, что власть подразумевает ответственность и мудрость; человек должен заслуживать авторитет в семье через разумные и уравновешенные поступки, а не через физическую силу.
Татьяна Гришкина.

Ожидания родителей — не всегда правильная мотивация

Fоtо: Shutterstock
Стереотипы об идеальном мужчине или женщине проникают в наше сознание не только со страниц глянцевых журналов и интернета, но и воспитываются в семье. Научно доказано, что с трех лет ребенок начинает избегать занятий, которые не соответствуют ожиданиям его родителей. Зачастую наши ожидания могут быть травмирующими и нездоровыми для детей.

Психологи часто сталкиваются с ситуациями, в которых родители считают нормальным, когда, к примеру, мальчик не помогает им по дому, или когда для "воспитания мужественности" они запрещают ему плакать.

Особенно хорошо это видно в детских поликлиниках, где маленькие дети боятся врачей и часто плачут, а их мамы, видимо, не зная, как поступить в такой ситуации, говорят своим маленьким сыновьям: "Не плачь, ты ведь большой мальчик, а мальчики не плачут!". В результате мальчик усваивает, что быть мужчиной означает скрывать свои эмоции, но ведь от этого они никуда не пропадают и продолжают его мучать изнутри. Ребенок остается наедине со своими чувствами, которые впоследствии могут перерасти в насилие по отношению к себе или другим людям.

Торопясь дать определение "настоящему" поведению мужчины и женщины, мы не осознаем, какое влияние и давление эти представления могут оказать на человека. Я вспоминаю одного мужчину, у которого была очень "мужественная" профессия и он спросил у меня как у психолога, можно ли ему плакать на похоронах его друга. Я посоветовала ему это сделать, но мне всегда становится грустно от того, насколько гендерные стереотипы подчиняют нас себе и внедряют в нас страх проявления человеческих эмоций. Ведь это так по-мужски, проявить любовь и нежность к сыну, плакать на похоронах близкого человека, приготовить ужин! То же самое и с женщиной — неужели она перестанет быть женщиной, если покосит газон, принесет тяжелую сумку из магазина или вырастит ребенка одна, не желая жить в отношениях, полными насилия?

Очень часто люди забывают, что мужчины и женщины — в первую очередь люди, а не отдельные носители комплексных понятий мужественности или женственности. Вместо того, чтобы искать идеальный способ выражения своей мужественности и женственности, важно не забывать о ценностях человеческих отношений, которые позволяют свободно жить, чувствовать себя в безопасности и заботиться друг о друге.

Что делать, если вы подверглись насилию?

Fоtо: Shutterstock
Людям, которые подверглись насилию в семье, сегодня доступны несколько видов помощи: временное отлучение, юридические консультации, группы поддержки и индивидуальные встречи. Пострадавшие часто испытывают страх, необоснованный стыд и чувство вины, которые останавливают их от обращения за помощью. Если вас кто-то обижает или делает вам больно — не молчите. Вам могут помочь ваши родственники, друзья, соседи, коллеги — все, кому вы расскажите или кто заметит, что в семье происходит что-то недопустимое.

Если вам кажется, что кто-то страдает от насилия, не оставайтесь равнодушными. Окажите поддержку, отведите человека к специалистам. Но не давите, не принимайте решение за пострадавшего, не давайте поверхностных советов. Насилие в семье — не личное дело каждого, а преступление. Запомните номер бесплатного телефона поддержки для пострадавших от насилия: 116006. Здесь расскажут, что делать и куда обращаться за психологической и другой помощью.

Публикация создана при финансовой поддержке программы ЕС и Министерства благосостояния Латвии "Права, равенство и гражданство". Ответственность за содержание данной публикации полностью лежит на ее авторе, и публикация не отображает официальное мнение Европейской Комиссии.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !