Уже несколько лет Иева одевает кукол по имени Байба в латышские национальные костюмы. Правда, сейчас у нее мало времени на шитье, поэтому теперь кукол Байба, Иевиня, Янис, Спидола, Янцис и Лаймдота делают ее коллеги, но они по-прежнему остаются для Иевы важной частью ее жизни.
Куклы продаются в магазине, который принадлежит супругу Иевы и где она сама сейчас работает, а также в интернете (большинство раскупают именно там). Недавно с коллегой Агате было решено расширить коллекцию и появились новые персонажи — Иевиня с глазами-звездочками, Спидола с длинными косами и милая Ай-я Жу-жу.
Начиная собственный бизнес, Иева мечтала, что будет сидеть в своем магазинчике и шить кукол, но на самом деле большая часть времени уходит на поставку товаров, материалов, торговлю и бухгалтерию. Шитьем сейчас занимается Агате, а отдельные части подготавливают женщины из разных краев Латвии. Например, кружевные шерстяные носочки для Байбы вяжет Ина Валтере в Сабиле — это настолько тонкая работа, что не каждая мастерица с нею справится.
Несмотря на то, что куклы — это будни и бизнес Иевы, дома у нее еще нет ни одной Байбы, потому что пока не может себе ее позволить.
Зарабатывать на куклах непросто, но она не жалуется - верит в Бога и это помогает ей легче переносить неприятности: "Ну, обанкрочусь, на мое место придет кто-то лучше, кто знает".
Как все начиналось
Сапожник без сапог
Цена Байбы в интернет-магазине достигает 450 евро. Те, кто сам занят в этой отрасли, понимают, сколько труда и ресурсов вложено в каждую куклу и не удивляются столь высокой цене. Есть и те, кто не понимает, почему кукла такая дорогая. Желающим приобрести сделанную в Латвии куклу для ребенка Иева предлагает других — тех, что намного дешевле, поскольку они требуют меньше ресурсов и работы.
Из-за маленького объема производства Байба продается практически по себестоимости. Сама Иева тоже хотела бы приобрести в свою коллекцию - Байбу в национальном костюме Ницы, но пока не может себе ее позволить: "Создать куклу в национальном костюме очень дорого. Пока поймешь, сколько и какие детали нужны, ведь вручную делаются не только носки, но вышивка, которую нужно сделать читаемой и с расстояния".
"Меня больше всего поражает мастерство, с которым вышит венок — он кажется полностью настоящим. Сложные детали есть и у других кукол — например, у куклы Иевини для вышивки глаз используются три цвета мулине, чтобы они выглядели блестящими, а для волос — пять тонов. Дизайн Иевини разрабатывали пять лет, прежде чем прийти к конечному варианту.
Недавно появилась новая кукла, которая стоит намного дешевле: "У меня предчувствие, что Айя Жужа станет успешной — на прошлой неделе уже несколько купили. Она славная и ее можно мыть". Айю Жужу создала Агате, поскольку был спрос на более дешевые куклы. Сейчас это любимая кукла Иевы.
Иева считает совершенно невозможным пошив кукол и кукольной одежды где-то за рубежом: "Да чтобы я своих кукол отдала на пошив вне Латвии — это же будут совершенно другие куклы! Вряд ли люди за пределами Латвии поймут, что именно нужно". Единственное исключение — кукла для Байбы, их Иева заказывает в Испании, но все остальное создается вручную здесь.
Держать магазинчик в Старой Риге недешево из-за высокой арендной платы, поскольку на это влияют игровые залы, алкогольные магазины и ночные клубы: "Цены определяет бизнес, который приносит легкую прибыль. Если вынести все извращения и зависимости из центра Старой Риги, тогда цена за аренду станет намного ниже. Даже на 20 процентов ниже — и это уже нормально. Но открывать такой магазин вне Старой Риги — бессмысленно".
Формула счастья
Один из приоритетов жизни Иевы — Бог: "Было сложно дойти до того, чтобы поставить этот магазинчик ниже Бога. Все время казалось, что стану счастливой, когда дела пойдут в гору. Но на самом деле ты счастлив, когда живешь в согласии с волей Божьей. Это помогает наладить жизнь".
"Когда я поняла, что это всего лишь бизнес, я успокоилась и мне стало легче работать. Если ставить его во главу всего, то его нельзя больше воспринимать как вещь. Ты смотришь на бизнес как на божество, а это очень опасно. Такой же позиции я придерживаюсь и в других вопросах — важно понять, что от этого не зависит вся жизнь. Ну, обанкрочусь, на мое место придет кто-то лучше, кто знает".
Иева обрела веру не так давно. Она убеждена, что в каждом есть пустота, которую может заполнить только Бог. Да, есть люди, которые пытаются заполнить ее другими эзотерическими вещами: "Когда у меня все рушилось, распадалось, то и в магазине дела не шли. В 2015 году умерли мои родители и мне было невероятно тяжело. Тогда я ни в чем не могла себя найти".
Вера помогла женщине не только спокойнее воспринимать бизнес, но и улучшить отношения с мужем: "Сейчас мы очень, очень счастливы. Многие женщины ожидают от мужчины слишком многого и поэтому бывают недовольны. Женщины часто ставят мужчину на место бога и ждут, что он подарит им душевный комфорт, материальный комфорт, физический комфорт, безграничную любовь. Но он всего лишь человек, а человеческая любовь очень ограничена".
По словам Иевы, вера помогла ей понять, что она и сама — всего лишь человек. Она уверена, что не следует ждать чего-то невозможного от других людей — бизнес-партнеров, коллег, политиков: "Он всего лишь человек, он может ошибаться, он может согрешит. Если себе что-то можно простить, то это можно простить и другому. Людей нужно любить такими, какие они есть. Это нелегко, но возможно".
Она признается, что, работая на хорошо оплачиваемой работе, не была счастлива: "Я все время там возилась и искала почета, признания, хвалы, благодарности — "вот какая я хорошая, вот как я сделала". Но это не была чистая работа. Я не делала эту работу из-за удовольствия, я всегда чего-то ждала взамен".