Пять лет назад Анастасия Шатохина узнала о том, что станет многодетной мамой: "Это была запланированная беременность, но поскольку до этого у нас в роду не было близнецов, узнать, что они появятся в нашей семье, было очень неожиданно". Дальше история развивалась стремительно. Вспоминая в беседе с DELFI Woman, через что с тех пор пришлось пройти, Анастасия подчеркивает, что, помимо мужа, родственников и друзей, ей очень помогли врачи, которые всегда были рядом и всегда были готовы помочь. Но здесь и сейчас семье нужна ваша поддержка.
Старшему сыну Анастасии уже 9 лет. По ее словам, первая беременность протекала без каких-либо осложнений: родила она в срок, сама, ребенок был абсолютно здоров. Спустя четыре года Анастасия поняла, что снова станет мамой, но тогда она еще не знала, что сразу — многодетной.
"Помню, я почувствовала интуитивно, что надо купить тест. На тот момент мы очень хотели и ждали, когда он покажет две полоски, и очень обрадовались, когда это случилось. Пришли к врачу, он стал делать УЗИ и говорит: "Плод один. Ой, поспешил! Вот и второй". В тот момент мы с мужем, конечно, выпали в осадок. Для нас это было полной неожиданностью", — признается Анастасия.
На самочувствии Анастасии это никак не отражалось, а вот для малышей было очень опасным, поскольку оба могли погибнуть. Консилиум латвийских врачей принял решение срочно отправить будущую маму в бельгийскую клинику, которая специализируется на таком диагнозе и обладает всем необходимым оборудованием. "Все происходило очень быстро. Уже через три дня мы с мужем летели в клинику. С помощью переводчика профессор в Бельгии объяснил, что такое лазерная коагуляция сосудов, которую мне предстояло пройти, но честно сказал, что могут быть выявлены и другие патологии, нет никаких гарантий, что родятся здоровые дети и что они родятся вообще. Также предупредил, что, скорее всего, за счет этого синдрома у кого-то из малышей может быть порок сердца".
Анастасия была вправе отказаться от каких-либо манипуляций, собрать вещи и вернуться в Латвию, но вместе с супругом они решили воспользоваться предложением провести лазерную коагуляцию сосудов. Все происходило под местным наркозом и длилось минут 40. Чуть позже УЗИ и результаты анализов, а также проверка сердцебиения близнецов показали, что все прошло успешно, малышей удалось разъединить и они могли начать питаться по отдельности.
Однако в ночь после этой манипуляции у Анастасии частично отошли воды: "Медики обнаружили в одном месте отслоение плаценты. Сказали, что так действительно бывает и иногда она может сама прикрепиться назад, поэтому на тот момент никаких действий не предпринимали. Через два дня мы уже были дома. После перелета сновали стали подтекать воды, причем на сей раз намного сильнее, поэтому местные врачи решили положить меня на сохранение в Даугавпилсскую городскую больницу". Лежать пришлось в прямом смысле этого слова. Вставать разрешалось минимально.
На 20-й неделе беременности в положении лежа супруг Анастасии привез ее на обследование к рижским врачам — тем самым, которые ее отправили в Бельгию. У них появились подозрения на то, что у одного малыша проблемы с сердцем. Анастасию сразу направили в Детскую клиническую университетскую больницу, где кардиолог подтвердил врожденный порок сердца. Это автоматически означало, что рожать в обязательном порядке нужно будет в Риге, ребенку после родов придется принимать определенные медикаменты, чтобы он мог жить, и чуть позже выдержать операцию. Далее каждые три недели будущая мама близнецов приезжала из Даугавпилса в Ригу на обследования.
На 32-й неделе у Анастасии снова стали подтекать воды. Как следствие, на "скорой" ее доставили из Даугавпилса в больницу в Екабпилсе, а уже оттуда в полночь перевезли в Ригу. Поскольку вод оставалось мало, утром врач принял решение делать кесарево, и 26 января 2016 года в 13:46 и 13:49 на свет появились близнецы.
Поскольку каждый из близнецов весил не больше килограмма, первоочередной задачей было выходить их. Набирался вес по-разному: то 60 грамм в день, то 100. Лишь спустя месяц удалось наконец-то дойти до отметки в 2 кг. Это означало, что маленькому Никите можно делать операцию на сердце.
Операция на сердце прошла успешно и уже через две было принято решение малышей выписать. Перебираться домой было и волнительно, и радостно одновременно. Вот только расслабляться пока было рано. Когда Вадиму исполнилось полгода, врачи обнаружили, что у него при родах была гипоксия (недостаток кислорода), в результате чего были поражены отдельные участки мозга, что могло негативно повлиять на дальнейшее развитие. Чуть позже это будет зафиксировано и в отношении Никиты, которому, помимо всего прочего, около года пришлось пережить еще две операции на сердце.
Время шло, мальчики окрепли и пошли в обычный садик. Однако вскоре стало ясно, что близнецы отстают в развитии от своих сверстников: они не разговаривали и не играли с другими детьми. Сейчас мальчикам 4 года, но их развитие соответствует возрасту 2,5 лет.
Теперь они ходят в специализированный детский сад. Только недавно научились самостоятельно кушать, одеваться и ходить в туалет. Разговаривают исключительно на своем языке, со взрослыми общаясь в основном жестами.
По словам мамы, Вадим очень любит строить конструкторы, а в последнее время увлекся книгами, в свою очередь Никита предпочитает мячики и машинки.
По характеру они очень разные — Вадим более импульсивный, лидер по натуре, тогда как Никита спокойный, поэтому с ним намного проще договориться. "Лишь с недавних пор они стали общаться между собой. С ними занимается и логопед, и психолог, и физиотерапевт, и остеопат, но они все равно отстают от своих сверстников. Им то никто и 4 года не даст, поскольку они выглядят маленькими, да и весят всего около 15 кг".
Врачи подсказали семье обратиться за помощью в Институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН. "Я открыла сайт института и начала отправлять письма по всем электронным адресам, которые нашла. И нам ответили! В ноябре 2019 года мы прошли там курс: две недели длилось обследование, еще неделю — терапия. После поездки мы заметили прогресс, особенно у Вадима, он начал говорить "мама", "дай", "на", "отдай". Но никаких точных прогнозов медики не дают. Я же для себя сформулировала главную задачу так — сделать все, чтобы в будущем мальчики полноценно могли влиться в социум, чтобы пошли в обычную школу, а для этого нам предстоит еще большой объем работы".
Специалисты Института мозга рекомендуют пройти еще как минимум два курса. Стоимость лечения для двух детей составляет около 9500 евро. Ближайшая поездка в Санкт-Петербург запланирована на май. Поскольку для семейного бюджета это внушительные расходы, все хлопоты по сбору необходимой суммы взял на себя благотворительный фонд "Вера. Надежда. Любовь".
Если у вас есть возможность поддержать семью, то сделать это можно следующим образом:
- позвонив по телефону 90006684, вы перечислите 1 евро 42 цента;
- набрав номер 90006560, вы пожертвуете 4 евро 27 центов;
- жертвовать можно и непосредственно на сайте фонда с пометкой "Для Никиты и Вадима Шатохиных".
Оглядываясь назад, Анастасия с благодарностью вспоминает всех, кто ей помогал в сложные периоды жизни — это и ее замечательный супруг, который всегда был рядом и рядом до сих пор, и близкие родственники, и друзья.
Анастасия подчеркивает: "Мы, как родители, приложим все возможные усилия, чтобы в жизни у мальчиков все получилось, но в любом случае будем любить их такими, какие они есть. Конечно, хочется пожелать им здоровья и обрести настоящее счастье. Я считаю, что надо всегда быть на позитиве, смотреть только вперед, верить и надеяться на то, что маленькими шажками мы рано или поздно обязательно дойдем до цели, которая четко видна уже сейчас".