"Мама, а если школу взорвут, я умру? Я туда не пойду", - такой вопрос сегодня задают дети в Латвии. Как успокоить панику и объяснить ребенку, что школа – это безопасно, а угрозы, возможно, призрачны? Рассказывают психолог Анна Кашина и АБА-терапевт Виктория Штейнгардт.
Ситуация в мире не способствует тому, чтобы наши дети не испытывали страх и стресс. Война в Украине, взрывы в Израиле, возможно, у кого-то бабушка российский пенсионер и родители в напряжении пытаются решить вопросы с ее ВНЖ… Плюс, если еще лет 20 назад источником информации для детей были семьи и школы, теперь они иной раз раньше родителей получают "всю картину мира" из социальных сетей. И не факт, что не в искаженном виде. При этом нервная система детей современности остается такой же незрелой, как и наша, когда мы были детьми. И все пугающее, что происходит в мире, им кажется в разы страшнее, чем нам.
По словам, клинического психолога Анны Кашиной, самое важное – не замалчивать проблему, не отмахиваться рукой и не говорить "да все это не страшно, перестань!" "Если ребенок испуган, с ним нужно про это говорить. Есть такое свойство психики: если ты с кем-то этим поделился, ты перестал бояться сам. Если рассказал родителям страшную историю, напряжение уменьшается. Особенно, если мама говорит понятные вещи, факты, свидетельствующие против конкретной ситуации. Например, "смотри, все школы проверены, их было ровно 122, это был человек, которого ищут, скорее всего такой-то", – поясняет специалист.
Психолог советует родителям сначала самим получить максимальную осведомленность о том, что происходит и порциями рассказывать ее на доступном ребенку языке, чтобы он не боялся. "Можно даже спросить ребенка, насколько по десятибалльной шкале он оценивает свой страх идти в школу. Если на 10 из 10 – ребенка трясет, он плачет, сначала нужно принять экстренные психологические меры: унять дрожь и слезы, укутав ребенка, обняв, напоив чаем, сделать дыхательные упражнения. Когда этот этап позади, снова спросить: "Ну как ты, получше?". Тогда уже поговорить о фактах, которые доказывают или опровергают, что ситуация опасная или страшная, и еще раз спросить, насколько ребенок верит, что идти в школу опасно, если полиция все проверила и говорит, что риск минимальный.
Если тревожность снизилась, ребенка можно спросить, что на самом деле он чувствует: страх, что школу взорвут или страх именно этой истории. Если он боялся истории, можно показать, как информированность снижает уровень страха и затем похвалить за сделанную работу.
В свою очередь АБА-терапевт Виктория Штейнгард уверена: очень важно признать, что страхи ребенка реальны, что он имеет право на эту неуверенность и тревожность. И важно признать, что эти страхи есть и у родителей тоже.
"Возникает большой соблазн быстренько все разрулить, сказать, что все пройдет. Например, ну что там переживать – учителя же рядом.
Но это будет большой ошибкой, потому что ребенок в лучшем случае спрячет свой страх внутри, а с другой стороны, страх перед событием умножится на боязнь показать его родителям, страх доверить им свои чувства и эмоции", – говорит Штейнгард.
Она также советует спросить ребенка: чего именно он боится. Дать ему выразить свои эмоции. Признаться, что ты, родитель, тоже тревожишься и у тебя тоже есть определенные чувства (но без паники).
После того, как ребенок высказал свои страхи, можно попробовать обсудить варианты, как будут развиваться события, если (различные предположения). И что будет дальше. "Нужно помочь структурировать информацию, чтобы у ребенка была ясность происходящего. Возможно, он не очень понимает, что происходит и ему просто достаточно все объяснить. Если что-то страшное случится – есть учитель, который выведет из школы, будут звонить маме, чтобы она вас забрала и мама приедет. Есть люди, которые старше, сильнее и смогут защитить", – поясняет психотерапевт.
Если эти принципы не работают и ребенок продолжает бояться, то ничего страшного не произойдет, если один день в школе будет пропущен. "Но ребенок будет знать, что мама всегда на его стороне и что вы одна команда", – добавляет специалист.
Если речь идет о маленьком ребенке - дошкольнике или ученике начальных классов, - можно ситуацию проиграть – с игрушками, машинками. "Даже посмотреть видео, как происходит эвакуация в различных ситуация и что при этом нужно делать. Как бы родители не пытались контролировать, дети, если у них есть мобильный телефон, в соцсетях видят многое. Главное - не отмахиваться, не конкурировать с ребенком, мол, я такая сильная и не боюсь, а ты маленький и слабый. Да, он маленький и имеет право бояться. И наша задача, как родителей, встать рядом и помочь пережить ситуацию", – резюмирует Виктория Штейнгардт.
Родителям же важно подумать еще и о своем психологическом состоянии, чтобы не спровоцировать страхи у детей чрезмерной тревожностью.