Музыкальный журналист Николай Овчинников кратко подводит музыкальные итоги года. А еще вместе со своим коллегой по блогу "Войс" Владимиром Завьяловым он составил топ-60 песен года со всего мира для всей семьи: от Сабрины Карпентер до Чарли XCX, от Билли Айлиш до The Cure.
Это был год "нормисов"
Так — часто в шутку и даже уничижительно — называют людей, которые следуют за мейнстримом, избегают прогрессивную культуру, стремятся к личному комфорту и исповедуют общепринятые взгляды. Собственно эти люди — благополучное, но страшно затюканное большинство, уставшее от ковида и прочих кризисов — делают кассу сейчас.
Главный продюсер — Джек Антонофф, который начинал с панк-группы, а закончил тихой, примерной и аккуратной поп-музыкой. Главные певицы — Тейлор Свифт, Пост Малоун (рэпер, ударившийся в кантри), новый альбом Билли Айлиш. Все они предпочитают разную музыку, но от всех их песен веет уютом и благополучием. Это очень буржуазная музыка, в самом приятном смысле этого слова. Вы скажете: ну, поп-музыка всегда была популярной, это же поп. Все так, но никогда еще она не была настолько традиционалистской и консервативной по духу. Ну, и под стать инди-музыка: от сериально-драматичных песен The Last Dinner Party и Кассандры Дженкинс до релакс-процедур от Night Tapes, Tokyo Tea Room, Men I Trust. Это музыка, которая очень похожа на добротную мелодраму: ты более-менее знаешь сюжет, но все равно пустишь слезу и запомнишь навсегда хотя бы пару-тройку строчек.
Это был год Чарли XCX
Где новая нормальность, там и антитеза. Кто-то слушал Сабрину Карпентер. А кто-то — Чарли XCX. Мы в фандоме последней. Даже если вы не слышали ни одной ее песни, вы точно сталквивались с вырвиглазным дизайном ее альбома brat и мемами по его мотивам. Впрочем, британская певица, которая начинала свою более чем успешную карьеру, в 2010-е удивляла не только рекламной кампанией. Новый альбом "brat" — торжество гиперпопа в поп-музыке. Что такое гиперпоп? Намеренно мультяшная, синтетическая, яркая как одежды и клипы ее авторов и авторок музыка. Это синти-поп, который нехило прокачали — и разукрасили будто новогоднюю елку. Там все жужжит, трещит, булькает, но эти булькания нанизаны на безотказно действующий ритм. Песни вроде "360" и "Von Dutch" — хиты дискотек, поп-музыка наступившего будущего. Мир, конечно, в аду — но танцуют все.
Это был год падения авторитетов
Кажется, Канье, главный ньюсмейкер от рэпа выдохся, всем надоел, превратился в человека, который говорит неприятные вещи, делает неприятные вещи и на фоне их музыка имеет второстепенное значение. Альбом "Vultures" — сильная в общем-то работа, которая является таким своеобразным путешествием по всем эрам Канье. Но он остался в тени его омерзительного поведения — Йе долго терпели, и больше, кажется, терпеть не могут. То же самое и с Дидди, и с Джеем Зи, музыкальные и бизнес-достижения которых заслонили обвинения в насилии.
Это был год Fontaines D.C.
Ирландская группа играла грязный и мрачный пост-панк о том, как живет человек на отшибе Европы с туманными представлениями о будущем и непростыми отношениями к Лондону и Великобритании. Она была частью того, что музыкальные журналисты называют "брекзит-кором" — громкой и истошной музыкой неприкаянных молодых людей с Британских островов (и не только). А потом они переоделись в вырвиглазных цветов одежду будто с дискотеки конца девяностых, взяли за основу самую разную музыку — от хип-хопа до дрим-попа — написали про боль и любовь на фоне повседневности, и победили. Кажется, не было более яркой рок-пластинки в этом году.
Это был год возвращения The Cure
Или была все-таки более яркая пластинка? Только яркость эту не заметишь за черно-белой обложкой Группа Роберта Смита вернулась после 16-летнего молчания и сваяла настоящую глыбу под стать скульптуре на обложке. Если Fontaines D.C. писали поп-музыку, но в рок-одежках, то The Cure напустили тумана, нагнали дыма, выключили все цвета — и записали одну, большую, медленную, размазанную по цайтгайсту песню. Одну песню — но очень хорошую песню.
Это был год камбэков
В России продолжают клепать сериалы по мотивам биографий умерших героев — от Горшенева до Юрия "Хоя" Клинских. В мире же этих же самых героев воскрешают вопреки всему. Кто мог ожидать, что братья Галлахеры помирятся, и Oasis воссоединятся? Или что Linkin Park вернутся на сцену с новыми барабанщиком и вокалисткой — последняя заменила умершего 7 лет назад Честера Беннингтона? Осталось только вернуть к жизни остатки The Smiths и Led Zeppelin, но это уже фантастика.