Имя автора давно стало знаковым (нечаянный каламбур, ведь Эко — еще и специалист по семиотике, мало того, один из основателей науки о знаках). Для писателей, работающих в жанре, условно говоря, исторического романа (плутовского, авантюрного и пр.) уровень Умберто Эко — это с одной стороны, недостижимый идеал, но с другой — некий ориентир, к которому следует стремиться.
Примерно такую же роль играет Толкин для авторов фэнтэзи. И Эко, и Толкин — пример редкого и счастливого стечения обстоятельств, когда серьезный ученый, специалист в области словесности, истории и других гуманитарных наук, обнаруживает в себе писателя (ну, так, просто "для себя"…) и решает создать художественное произведение (так миру явились "Хоббит" и "Имя розы"). Фокус в том, что большинство ученых — никудышные писатели, а большинство писателей — посредственные ученые.
Писатель может засесть в пыльных библиотеках, перелопатить гору исторических материалов, внушить себе, что за год, например, он "вжился в тему" и т.д., но он все равно останется дилетантом. Как Дюма, которого, кстати, Эко очень любит и ценит, и даже отвел ему особую роль в новом романе "Пражское кладбище".
Умберто Эко посвятил медиевистике, семиотике и истории искусства и коллекционирования всю жизнь, и в результате мы читаем книги, назвать которые просто историческими или философскими романами никак нельзя. "Имя Розы", "Маятник Фуко", "Остров накануне", "Баудолино" — это, скорее, удивительные, грандиозные реконструкции синхронных срезов исторической эпохи.
Читатель романов Эко буквально проваливается в прошлое. В новом романе – в парижские трущобы конца XIX века… И тут очень многое зависит от переводчика. Невозможно себе представить, чтобы переводчиком Эко был кто-то, а не Елена Костюкович (а живет она в Италии и преподает теорию и практику художественного перевода в Миланском университете). Это все равно, как если бы некто взялся переводить на русский язык Воннегута после Райт-Ковалевой. Работу Костюкович можно назвать титанической и, безусловно, успешной — увидите сами. На этот раз нам представлена довольно объемная вступительная статья от переводчика.
Роман "Пражская ночь", посвященный вымышленной истории создания одной из самых громких и ужасающих по последствиям ее публикации фальшивок в мировой истории - "Протоколов сионских мудрецов", оказался настолько провокационным и вызвал столь неоднозначную реакцию в Европе (оставаясь в списке бестселлеров многих стран, прежде всего, Франции), что потребовал на этот раз разъяснений для читателя от Елены Костюкович.
В этом романе, по большому счету, только один вымышленный персонаж – главный герой Симонино Симонини, родом из Турина, полуфранцуз, полуитальянец, мерзкий обитатель парижской клоаки, шизофреник и гениальный подельщик документов, сочинитель под заказ "подлинных историй", вроде "Протоколов сионских мудрецов", ставших вершиной его грязной деятельности…
В романе "Пражское кладбище" читатель сразу почувствует мотивы предыдущих произведений Эко, прежде всего "Маятника Фуко" и "Баудолино". Но в первую очередь, это продолжение темы "Маятника Фуко". При этом отличительной особенностью нового романа является отсутствие положительных героев. Этот роман – удивительный и страшный памятник человеческому безумию, суевериям, расовой и национальной ненависти, страхам и предрассудкам, но вместе с тем – нравственный катарсис. Каждый читатель прочтет его по-своему, в меру собственной образованности и собственной совести.