Французский кинематограф примечателен тем, что не боится создавать самобытные, яркие фильмы, с присущим только французам легким юмором. Шутки, как правило, не заставляют валяться под столом, зато предлагают нечто другое: приятный релакс в ванне солнечного света. А еще во Франции обитают настоящие кудесники своего дела, для которых страсть к киноискусству куда выше, чем оглядка на финансовый потенциал проекта. Мишель Гондри – автор великолепного "Вечного сияния чистого разума" - как раз из их числа.

"Пена дней" - самый известный роман Виана, написанный в 1946 году всего за два месяца, до сих пор считался крайне трудным для экранизации произведением. Одна из сложностей, с которой предстояло столкнуться режиссеру, – это обилие сюрреалистических образов. Пианино, которое выдает коктейли посредством той или иной комбинации нот, угри, которых вылавливают в водопроводном кране, романтическая прогулка на облачке – это только начало, с течением времени переходящее в изменение физических форм и цветовой палитры пространства.

Гондри справился, и даже больше - он осмелился пойти дальше. На то он и творец, чтобы не ограничиваться одним лишь Вианом - режиссер добавил множество сюра и от себя. Сделал это удачно: не коверкая оригинал, выделил образы и добавил деталей обыденным вещам. Как передать, например, что Виан много раз особо упоминал рецепты из поваренной книги неизвестного нам Гуффе? Гондри придумал: вместо книги зритель видит шеф-повара, который появляется прямо из плиты или из холодильника и дает советы по приготовлению различных экзотических блюд. И так повсюду: Гондри оживляет даже такие вещи, как ботинки или дверной звонок. В техническом плане, однако, эффекты понравятся далеко не всем. Здесь все живет по-кукольному. В этом есть свой шарм, хотя порою кажется излишне примитивным. Но ведь это сюр, правда?

Сюжет стал для Гондри сложностью номер два. Сама книга – практически готовый сценарий: достаточна короткая, порядка ста страниц, множество глав, мало событий. Несмотря на достаточно пестрый язык и необходимость некоторых знаний о послевоенных реалиях Франции, книга читается легко. Гондри, как оказалось, роман экранизировал практически целиком, вырезая совсем уж незначительные эпизоды. Сделал, казалось бы, все основательно, но некоторые моменты, если не прочитать книгу, так и останутся непонятыми. Но главная проблема не в этом.

Проблема в том, что идеи, заложенные Вианом, на экране хоть и расцвели пышным букетом образов, где-то по дороге растеряли суть. Героям не хватает диалогов, которые бы раскрывали их личность, заставили бы зрителя переживать и задавать вопросы (хотя книга этим тоже грешит). За буйством фантазии слабо ощущается конфликт, в результате чего к концу первого часа накатывает легкая дрёма. Вторая половина фильма ситуацию немного выравнивает, погружая зрителя прямиком в событийную центрифугу: легкое, непринужденное настроение меняется, шутки остаются где-то позади и начинают твориться вещи гротескные и депрессивные.

Артхаус, пусть и относительно удобоваримый, всё-таки остается с меткой "не для всех". Смысл ленты, если подумать, почитать книгу и некоторые материалы, разглядеть можно. С другой стороны, запросто можно утонуть в обилии визуальных образов, исполнение которых понравится далеко не всем. Но если вы устали от сделанных под копирку глянцевых блокбастеров из-за океана, "Пена дней" может стать той отдушиной, в которой захочется остаться ещё на несколько часов.

Борис Виан (1920 - 1959) – классик французской литературы ХХ века, певец, музыкант, актер и обладатель длинного списка разносторонних талантов. Умер во время премьеры фильма "Я плюю на ваши могилы", в основу которого лег его первый одноименный скандальный роман.

В фильме, как и в романе, появляется второстепенный сатирический персонаж Жан-Соль Партр, пародирующий философа и писателя Жана-Поля Сартра. Персонаж назван именем, созвучным с именем прототипа. К слову, Сартр высоко отзывался о творчестве Виана, в частности, о его рассказах.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !