Сергей Юрский - артист очень широкого диапазона. Ему подвластны роли комические, лирические, драматические и трагедийные. Кроме того, он один из лучших чтецов современности с колоссальным репертуаром - 15 литературных программ по произведениям классических и современных авторов.
Юрский обладает своей особенной интонацией, которая отличает все произведения, прочитанные им со сцены. Он умеет удивлять зрителей, открывая тайны в хрестоматийной прозе. Каждая его литературная программа - это своего рода моноспектакль с оригинальным режиссерским решением и нестандартными актерскими ходами, это уникальный спектакль со своей режиссурой, особой интонацией и творческими находками. Будучи непревзойденным мастером импровизации, Юрский варьирует тексты, исходя из того, что хочет сказать на данном этапе и данному зрителю.
На творческие вечера, где Юрский читает стихи и прозу, трудно достать билет. Встречи с этим "театром одного актера" превращаются в изысканное удовольствие для любого театрала.
Актеру, режиссеру, литератору, чтецу, народному артисту России 16 марта этого года исполнилось 80 лет. Юбилей для Юрского – повод посмотреть назад: что было за более чем 50 проведенных на сцене лет.
Требовательный, бескомпромиссный, аристократичный, он никогда не позволял себе нивелировать профессию. Сейчас он всерьез размышляет над тем, не сделать ли нынешний гастрольный год последним.
В этом году Юрский выступит лишь в нескольких городах, в каждом - своя программа. Ригу мэтр посещает третий год подряд. В этот раз латвийский зритель увидел программу "Жест памяти" - моноспектакль, жест памяти Сергея Юрского любимым авторам и хорошим писателям.
На сегодняшний день Юрский выражал "Жест памяти" всего трижды, в том виде, в котором программу увидел рижский зритель, – она прозвучала в первый и последний раз.
Основу моноспектакля составили произведения Михаила Булгакова ("Мольер"), Евгения Попова ("Полярная звезда"), Даниила Хармса, Иосифа Бродского, стихи Дмитрия Быкова и самого артиста. А при чтении прозы Исаака Бабеля "Фроим Грач" ("Одесские рассказы") Юрский перевоплощается сразу в несколько ролей.
Второе отделение спектакля - жест памяти Иосифу Бродскому, воспоминания об их встречах, последняя из которых состоялась в Женеве в 1995 году. Они спорили о том, должны ли актеры читать стихи. Бродский полагал, что на слово имеет право только сам поэт, Юрский не соглашался, считая, что из уст актров стихи могут звучать по-особенному.