В принципе, молчание — латвийская народная традиция. Такая системная молчанка — аутоимунное заболевание, при котором собственные клетки атакуют свой же организм, нанося ему невосполнимый урон. Одни молчат по-латышски, другие — по-русски. На каком говорить патриотичнее — всем понятно. А вот на каком патриотичнее молчать — тут уже... гусары молчат.
Примечательно, что на сеанс молчания русской актрисы в подавляющем большинстве явились латышские зрители. И такое явление — не редкость. Где молчат русские, остается только догадываться — в кинотеатре с попкорном, на странице фейсбука, на кровати в торрентах...
Режиссер постановки Всеволод Лисовский утверждает, что по технике работы с публикой, молчание делится на три категории — игнор, контакт и манипуляция. В Латвии наблюдаются все три.
...После 10 минут молчания с нервной примесью кашля, зевков и вжиков молний не выдерживает первая зритель перформанса — решительно пересекает зал и демонстративно ложится спать...
Техника игнора — фаворитка латвийских политиков. Им-то как раз "все понятно" - что, как и почему происходит - но зачем грузить лишним пониманием народ? Не заснет еще, а то и разговорится между собой, что-то прояснит. Народу положено безмолвствовать. Причем, чтобы на одном языке помалкивало сплоченное большинство, а на другом — убедительное меньшинство. Потому что, если они поменяются местами, придется трудиться по ночам (как сплоченным, так и убедительным) и что-то объяснять тем, кому еще не все понятно.
...Последующих полчаса публика наперегонки бегает к доске и меняет тему молчания. То ей "не все понятно", то "король голый", то "всё так", то "все не так". То по-русски, то по-латышски, то, вообще, без темы и без языка. Юноши и девушки с кудрявыми чубами и модными байками состязаются в молчаливом эгоцентризме — ходят на руках, садятся в эффектные позы, высовываются в открытое окно, уносят и возвращают доску…
Техника контакта — это про инфлюэнсеров: журналистов, блогеров, актеров, политологов, философов, экспертов… Эти лишь делают вид, что им "все понятно", ловко стряпая кликовый и лайковый товар из обрывков информации с политической кухни. Большинство — короли голые: стоит замолчать на время — никто про них и не вспомнит.
...Минут за 10 до конца зал покидает солидная супружеская пара, напоследок оставив письменное напутствие "Продолжайте молчать!" На двух языках.
Техникой манипуляции владеют избранные. Это они наживают на молчанье золото и беззастенчиво торгуют шкурками непонятливых и вовремя не заговоривших ягнят. Они дирижируют игнором политиков и контактами инфлюэнсеров. Они единственные, кто не страдает даже в условиях аутоимунного заболевания системной молчанки — они и на нем зарабатывают...
***
Российский режиссер Лисовский реакцией латвийской публики остался доволен. Столько невысказанной страсти он не наблюдал даже в Киеве. С почином! Его латвийский коллега — философ и режиссер Улдис Тиронс — поведением зрителей возмущен: "Такое хорошее дело испортили — молчание". С ним согласна и руководитель Театра улицы Гертрудес Майя Павлова: "Лично я пришла помолчать. Стыдно, что молчать мы не умеем!" И у них — своя правда. Гарантированный час молчания в век информационного передоза - шанс, с одной стороны, редкий. А с другой, поговорить искренне и по душам зачастую просто не с кем. Не считать же общением исполненные успешности и собственной значимости посты в соцсетях, комменты и лайки.
Так что продолжаем молчать. Каждый на своем и о своем. Вам ведь все понятно? Когда представление окончится и включится свет, станет еще понятнее.
Перформанс, родившийся в недрах экспериментального московского театр.doc, провело театральное агентство Artsputnik в помещениях Театра улицы Гертрудес.