На трех зданиях Риги, имевших самую тесную связь с биографией Артмане, проецировались ее архивные фотографии. В Splendid Palace показали ее лучший документальный портрет, снятый скрытой камерой, а во дворе кинотеатра зачитывали трогательные письма от ее поклонников. Театр Dailes объявил спецпрограмму в память о своей ведущей актрисе. Интервью портала Delfi с дочкой Артмане художницей Кристианой Димитере, в котором она рассказала все о своей матери, выйдет 21 августа.
"Доброе утро всем! Я отстрадалась, девочка родилась этой ночью 11 мая в 1.20. Словами не выразить, как больно, со стимулирующими уколами, чтобы не мучиться, кричала и позволяла себе все, что люди делают неосознанно, когда больше нет сил собой управлять..."
Так начинается письмо, написанное Вией Артмане наутро после рождения дочки. Этот уникальный документ Кристиана Димитере предоставила для публикации порталу Delfi. Мало что способно так точно отразить сильный характер, ясность мышления, внутреннюю организованность и невероятно чуткое отношение к окружающим людям актрисы...
В своем интервью о маме Кристиана Димитере откровенно рассказывает о том,
- какой была актриса на сцене и дома,
- какие место в ее жизни занимали дети и муж, а какое — роли,
- кто из ее близких все же сидел в тюрьме,
- как драматически развивалась жилищная история семьи,
- почему Кристиане приписывают в отцы Евгения Матвеева, и что она сама об этом думает,
- как семья Вии Артмане пришла к православию,
- где и в каких обстоятельствах прошли последние дни актрисы.
А также трогательные воспоминания о бабушке ее внучки Берты Вилипсоне "Кто-то из нас был хорошей актрисой".
Скрытая камера
17 августа Кристиана и Берта приняли участие в вечере памяти Вии Артмане в кинотеатре Splendid Palace, где был показан отреставрированный документальный фильм Роланда Калныньша. Снятый в 1980 году к 50-летию актрисы 20-минутный портрет "Разговор с королевой" был признан лучшим за все времена и награжден Большим Кристапом.
97-летний режиссер поднялся на сцену и поделился воспоминаниями о том, как познакомился с Вией Артмане, как после ее съемок в картине Vētra ("На пороге бури") отмечали завершение работы шампанским из новых туфелек Вии Артмане, которые, благодаря этому, растянулись так, что больше актриса их и не носила.
Вспомнил режиссер и о том, как вместе с Юрисом Подниексом снимал удивительный в своей откровенности (даже не верится, что в 80-м году такое было возможно пустить в эфир) 20-минутный документальный фильм. Оказывается, все попытки снимать портрет в открытую провалились — Вия к тому времени знала правильные ответы на любые "неожиданные" вопросы.
Королева на салатном "Москвиче"
Тем же вечером собравшаяся во дворе публика слушала записанные Вией Артмане на Латвийском радио стихи. Режиссер Янис Стрейч ("Театр") вспоминал о своей работе и общении с актрисой. В частности, что имея возможность получить в личное пользование "Волгу", актриса предпочитала использовать свою известность в помощь другим, а сама перемещалась в салатового цвета "москвиче".
Дочка Кристиана и внучка Берта зачитывали письма поклонников Артмане — на чердаке домика в Мурьяни их сохранились целые кубометры. По воспоминаниям Кристианы, мама находила время, чтобы регулярно отвечать на многие из них, а некоторым людям — помогать. В письмах люди из отдаленных уголков Латвии рассказывали о том, как были счастливы увидеть актрису в своих городах на гастролях, советовались по жизни, просили достать билеты на спектакли (лучше 40, ну хотя бы 25), походатайствовать у врача, помочь с заменой погрызанного крысами пола, обращались к ней "не как к актрисе, а как к близкому человеку, к другу"…