Проект имел успех на главном смотре независимого кино Sundance, а потом на Каннском фестивале. На премьере в Риге исполнитель одной из главных ролей Максим Стоянов рассказал о том, как кино изменило его жизнь и свело с Квентином Тарантино, а также немного о Викторе Цое.
Ну-у-у... в жизни так не бывает — это первая мысль, которая возникает при просмотре картины "Гив ми либерти". Загадочная русская душа, какой русский не любит быстрой езды, после первой не закусывают, ушанка, кожанка, душа нараспашку, песни нон-стоп, любовь до гроба, гулять так гулять, деньгами швырять… В общем, все популярные на Западе представления о русских замешаны в тугое тесто, из которого живущий в Америке режиссер Кирилл Михановский ("Дубровский" с Данилой Козловским), испек вкусную кулебяку про быт русской эмиграции. Для разнообразия добавив в начинку хлебосольных афроамериканцев и трогательных людей с особенностями развития.
В общем, полюбите всех черненькими. И к концу фильма не любить их уже невозможно — настолько точно подобраны все актеры и настолько бескомпромиссно разыграны все мизансцены. Причем все это, как выяснилось, реальные истории из личного опыта режиссера, который после эмиграции в США сам работал водителем социального такси. Действие фильма длится один день, роли исполняют 12 восьмидесятилетних людей в инвалидных колясках, говорящих на разных языках.
Кто снялся в кино?
В фильме снялось всего два профессиональных актера — сам Максим Стоянов (не родственник Юрия) и Даша Екамасова. Плюс не чуждая артистическому миру темнокожая Лорен "Лоло" Спенсер — продвинутая блогерша из Лос-Анжелеса, для которой инвалидная коляска не стала поводом, чтобы отказываться от жизни во всей ее полноте.
Остальные исполнители ролей играют, по большому счету, самих себя. В том числе и невероятно обаятельный представитель второго поколения эмиграции Крис Галуст (Вик), чья мама приехала в США из Украины, а отец - из Армении. На первый взгляд, Крис (Вик) уже совсем американец, но русская душа и субботняя русская школа Нью-Йорка покоя не дают. Он готов облагодетельствовать каждого встречного, что не всегда состыкуется с жестким миром капитализма, но ему все прощают...
Лорен "Лоло" Спенсер и Крист Галуст (Вик).
"Все эти тети, бабушки и дедушки - наши бывшие соотечественники. Это цвет советской нации, на которых держался железный занавес, - рассказывает Максим Стоянов. - Скажем, Анна Мальтова (в фильме — руководитель хора) — дочь замминистра культуры Белорусской ССР. Как только в начале 90-х занавес рухнул, они эмигрировали. В Штатах живут своим отдельным сообществом, у них есть свой любительский театр, где они регулярно собираются, читают Есенина и поют "Калинку". Им всем за 80 - Штаты продлили им жизнь лет на 30, благодаря медицине и технологиям. Но американцами они до конца так и не стали — так и зависли на переправе.
Есть такой анекдот. Некто приезжает на Брайтон Бич к родственникам: как живете? Все прекрасно: условия, медицина, деньги дают… А как Америка? Да не знаю, мы туда не ходим... Я смотрел на американских ровесников моей бабушки и думал, как удивительно складывается жизнь: бабушка родилась и живет в великой стране, отдала ей жизнь, а сегодня лежит в кровати и не может двинуться с места — она несчастный человек. А эти люди оставили все — могилы предков, воспоминания молодости - уехали за призрачной надеждой на перемены. Биологически они в порядке, но ментально остались у нас.
Когда начались съемки, я зашел и сказал: советским гражданам, физкульт-привет! А они: как там наша Москва? В фильме есть стихотворение на тему, страна чужая нас приняла, а своя выбросила… Так вот они так не считают и с трепетом относятся к родине, очень за нее переживая и не особо разбираясь в политике".
В одной из сцен хор русских эмигрантов исполняет спиричуэлс про исход израильтян под предводительством Моисея из Египта - Let My people go! И рассуждают на тему, как ветхозаветный пророк 40 лет водил евреев по пустыне, чтобы те изжили из себя рабов… Похоже, тема не чуждая и для пост-советских людей.
Кого сыграл Максим Стоянов?
Максим считает доставшуюся ему роль обаятельного мошенника большой актерской удачей. "Я только уволился из лучшего театра России МХТ, когда мне позвонила одна из лучших кастинг-директоров Москвы Даша Коробова с вопросом: у тебя как с английским? Я ответил: все хорошо (хотя у меня было совсем не хорошо). Она говорит: тогда вот тебе сценарий, прочитай и скажи, что думаешь…"
"Кирилл просил меня даже спать в джинсах, потому что в Милуоки из Бруклина, по сюжету, Дима ехал в автобусе, не снимая штанов, - вспоминает актер. - В общем, система Станиславского в чистом виде... По ходу съемок Кирилл нас все время провоцировал — давал в последний момент блок нового текста, который мне с моим английским было нереально выучить, но таким образом он добивался нужной энергии, которая идет из каждого кадра..."
При чем здесь Тарантино?
Картина прошла настолько успешно, что ее пригласили в Канны. И тут случилось очередное чудо. "Наша блогерша Лола в инвалидной коляске попросила сопроводить ее на ланч с прокатчиками в отеле Carlton. Заходим в отель, а там... Тарантино, пузатенький такой. В черной рубашке с чашкой. Я говорю: о май гад, Лола, надо что-то сделать. Она подкатила к нему: бла-бла, хотим с вами поздороваться. А Квентин: ноу проблем! Я ему: ай эм фром Москоу, Станиславский метод… А потом осмелел и признался, что очень хочу попасть на премьеру его фильма "Однажды в Голливуде", после чего стал цитировать монологи из Pulp Fiction. Он хохотал, как дитя.
При чем здесь Цой?
Сегодня фильм полным ходом прокатывается по США и России. А Максим Стоянов, в ожидании развития американской мечты, времени даром не теряет. Буквально месяц назад он снялся в Латвии в картине Алексея Учителя про Виктора Цоя: роуд-муви с элементами реальных событий и художественного вымысла про то, что было после трагической аварии. Тело Цоя везут из Риги в Ленинград...
"Я пробовался на одну из центральных ролей, но меня не утвердили, - признается Максим. -.После этого, когда Учитель позвал меня на маленькую роль, я хотел отказаться, но агент уговорил. Увидев на съемочной площадке питерского артиста Илью Деля, который играл "мою" роль, я сам понял — это он. И убил в себе эгоизм. Зато, благодаря этой картине, я впервые побывал в прекрасной Латвии, в городе Кулдига. Восхитился архитектурой и вкусностью молочных продуктов — в России таких нет, впечатление такое, как будто ваши коровы летают… Надеюсь, еще позовете — на премьеру".
В завершение актер заранее извинился, что его персонаж в фильме "Цой" произносит "очень хамскую фразу по поводу территории Прибалтики": "Это авторский текст, от которого я пытался Учителя отговорить, но он был непреклонен. Так что, если что, это не я — это персонаж".
Фильм "Гив ми либерти" в кинотеатрах Латвии – Splendid Palace и Apollo (т/ц Akropole) - с 6 сентября.