Fоtо: Janis Deinats no izrādes Baltais helikopters
Куда катится Европа? На что употребить власть? Зачем нужны дети? Не лучше ли жесткий старый порядок, чем гибкий прогресс? Почему либерализм превращается в тоталитаризм? Куда клонит Путин? Кому нужна истина? И где она - в крохотной Библии, в большом Пасхальном яйце или в кружке пива, которую можно сообразить на троих? В свой последний день перед отречением Папа Римский Бенедикт XVI в лице Михаила Барышникова размышляет на поставленные режиссером Алвисом Херманисом тревожные вопросы времени. Каждый зритель самой ожидаемой премьеры сезона спектакля "Белый вертолет" ответить на них должен сам.

…Как-то очень точно в рижское природы увяданье вписалось появление на улицах города Миши Барышникова. Вжимаясь в воротник своей джинсовой куртки, танцовщик все же никак не растворяется в окружающем пейзаже — выделяется какой-то нетипичной статью. Наверное, с таким же успехом пытался бы слиться с мостовыми Рима Папа Бенедикт XVI после своего внезапного отречения.

Вживаясь в образ 86-летнего наместника Бога на земле, Барышников как будто сам прибавил десяток лет и искру тайных знаний в глазах. Он впитывает новую роль, тщательно подбирая рижские маршруты и ивенты — фильм про похороны Сталина, спектакль БДТ "Слава", маленькая людная пивная на Авоту, извилистая Миера, по которой он легкой тенью несется вдоль трамвайных путей с репетиции…

Fоtо: Jānis Deinats no izrādes Baltais hepikopters

Идея. Как Папа Римский превратился в Стивена Хокинга и переехал в Ригу

В основе пьесы — события 10 февраля 2013 года. На другой день, спустя восемь лет после своего избрания об отречении от Святого престола конклаву сообщит Папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) — почитаемый теолог, ревнитель католической веры, близкий друг и советник предыдущего Папы Иоанна Павла II. Официальная версия — по состоянию здоровья. Случилось это впервые за 600 лет в истории Папства.

В то время католическую церковь буквально раздирали скандалы — за два года Бенедикт запретил в служении около 400 священников, связанных с домогательствами в отношении детей. Мировая пресса обвиняла самого Папу если не в причастности к преступлениям, то в попытке их скрыть. Версия "слабого здоровья" не выдерживала критики. Тем более что предыдущий Папа Иоанн Павел II уходил долго и тяжело, но полномочий не складывал — возложил решение на волю Господа.

Не устроила официальная причина и режиссера Алвиса Херманиса, который организовал собственное расследование — проштудировал все доступные архивы, прессу и воспоминания, пообщался с теми, кто находился близко к Папе (получение итальянского аналога "трех звезд" открыло режиссеру многие двери) и выдвинул по меньшей мере 17 вероятных и веских причин, которые могли сыграть роковую роль. Какая из них истинна, скорей всего, мы не узнаем никогда.

Занимаясь изучением Папских документов и свидетельств, Херманис обнаружил, что Бенедикта XIV заботили те же вопросы, которые последнее время все больше тревожат самого режиссера. Так и возникла идея, рассказать о наболевшем через фигуру Папы Римского, который в бытность молодым теологом считался прогрессивным реформатором церкви, но будучи в должности, все больше склонялся к консервативным взглядам на мир. "Думаю, это относится к нам всем, — говорит в интервью Diena Херманис, - в молодости мы революционеры, а с возрастом хотим как-то гармонизировать мир".

Изначально вывод Бенедикта на сцену должен был состояться в парижской Опере Бастилии — в своем дневнике за 2015 год Херманис описывает, как, раздумывая над постановкой "Осуждения Фауста" Берлиоза, собирался "визуализировать историю Фауста сквозь папскую призму — с позиции человека, который работает Богом на земле. Идея была даже одобрена интендантом Оперы, но в последний миг Херманис сам испугался: "Франция — католическая страна, для кого-то этот проект может выглядеть банальной провокацией".

Папу в той постановке "сменил" образ Стивена Хокинга, как известно, ничего хорошего Земле не предрекавшего. Ту оперу публика освистала — сказались неполиткорректные высказывания Херманиса в адрес заполонивших Европу беженцев. Но "крамольные" мысли из головы не выкинешь — режиссер перевез их на сцену беззаветно преданного НРТ и снова вложил в уста Папы Римского.

Впрочем, прощальный привет Фаусту Херманис передал. Рассуждая в "Белом вертолете" о таблетке, которая повернет процесс старения вспять и сделает человека вечным, Бенедикт обращается к отсутствующему: не так ли, доктор Фауст? Другой вопрос, зачем ему быть вечным? Про то и есть новая постановка.

Fоtо: Jānis Deinats no izrādes Baltais hepikopters

Воплощение. Как выглядит партия умирающего лебедя, когда ему 86 и он — Папа?

Конечно, это не Сен-Санс, а Бах — Месса си минор или Страсти по Матфею. И это Михаил Барышников, трепещущий уже не таким послушным телом в круге света.

Похоже, из трех белоснежных сутан, предложенных ему в конце выборного конклава, Бенедикт выбрал размер L - самую длинную. И окончательно запутался. Или задумался — не лучше ли джинсы, свитер, удобные тапочки от Prada (в Ватикане так шить не умеют), книги и тишина? А суета, белый вертолет и стадионы восторженных неофитов — пусть они достанутся тому, кого Всевышний создал с таким предназначением. Пусть новый помазанник будет даже не из Европы — та уж очень далека от Бога, большинство кардиналов даже не хотят стать Папами — пусть он приедет из Латинской Америки или даже из Африки.

Для Бенедикта Святой Престол — с момента избрания, как гильотина, летящая к шее. Но ведь не отпустят просто так - надо объясниться. Для начала, хотя бы со своим секретарем (Каспарс Знотиньш) и доставшейся в наследство от Иоанна Павла II монашкой-помощницей Табианой (Гуна Зариня).
Fоtо: Jānis Deinats no izrādes Baltais hepikopters

Ответов у Папы нет - одни вопросы:

  • Почему в 30-х гибкие лютеране были толерантнее к нацизму, чем жесткие католики? Может, потому что гордились своей либеральностью, а та выгнулась в тоталитаризм? В свое время Папа Иоанн Павел II спас Восточную Европу от коммунизма. Похоже, настала пора новому Папе спасти Европу от самой себя.
  • Ну, а как вам Википедия — труд анонимных авторов, которые ни за что не отвечают, заменяет все библиотеки мира? Кого-то волнует, что среди добровольцев-составителей легко могли затесаться агенты ЦРУ, ООН, сайентологов, а также блогеры, рекламщики и, что скрывать, пиарщик Папы Римского?
  • Кому-то еще нужна истина? Или она сегодня не в моде? Или ее не существует вовсе — все течет и меняется, никаких догм и авторитетов?
  • Как случилось, что дети — не инвестиция в будущее, а угроза настоящему? Для отца семерых детей Херманиса и отца четырех детей Барышникова это важная тема. Но имеет ли право рассуждать об этом Папа, который за целибат?
  • Почему мусульмане, оказавшись на Западе, так настоятельно требуют свободу религий и строят тут свои мечети, но при этом в Саудовской Аравии христианские храмы запрещены? Почему там они забывают о свободе?
  • Почему так мало веры? И при этом все больше святых? Только при последнем Папе — 1338 беатификаций и 443 канонизации...
Выбор ценностей сложен и прост одновременно — его приносят в виде своих даров пилигримы: большое пасхальное яйцо, бочонок пива и микроскопическая Библия, уже занесенная в Книгу рекордов Гиннеса, как самая микроскопическая в мире. Такие времена.
Fоtо: Jānis Deinats no izrādes Baltais hepikopters

Продолжение следует. Целых два

Так почему сын Йозефа и Марии из маленького баварского городка Марктль на границе с Австрией, ставший Бенедиктом XVI, решил добровольно покинуть Святой Престол?

Возможно, ответ стоит поискать в выбранном Папой имени: святой Бенедикт — основатель первого христианского монастыря в Европе, живший во времена развала Римской империи. Может, уже настала пора закрыться и уйти от социальных бурь, чтобы сохраниться. "Я не принадлежу к старому миру, а новый еще не создан", - говорит Бенедикт XVI. На сегодня он видит три выхода: или договаривайся и иди на компромиссы, или объявляй священную войну и круши, или закуколивайся и жди, пока мир гедонизма не исчерпает себя сам. Так уже было — при Иисусе.

В отличие от Ратцингера, Алвис Херманис останавливаться в борьбе за умы и души не намерен. В ближних планах — два новых спектакля-проповеди с молодыми актерами его курса в Академии культуры. "Новый альбом Битлов" и "Свежая кровь" - о мире, где человек без смартфона — неполноценный получеловек. Вместе эти три постановки должны сомкнуть триптих Алвиса Херманиса о главном.

А белый вертолет? Это всего лишь детская игрушка, которая перебрасывает мост - из мира прошлого в мир будущего, сотворенный людьми из прошлого. Только волшебник не прилетит. Даже Папа в чудеса и магию не верил.

Билеты на первые десять показов "Белого вертолета" были распроданы за четыре минуты. Он улетел, но обещал вернуться.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !