"Работа выполнена. Один взял слово. Мы возвращаемся в ночь" - этой песней Бориса Гребенщикова заканчивается новый фильм Качанова "Марш утренней зари". Коллеги недоумевали, ну почему у кино о добре и свободе такой мрачный финал? Режиссер тогда и сам до конца не понимал, но что-то чувствовал. Пост-продакшн завершал уже после 24 февраля 2022 года, когда "воздух стал таким отвратительно густым, что невозможно было дышать". Закончив работу, режиссер похватал чемоданы, детей и покинул страну.
"Обязательно бахнем! И не раз! Весь мир в труху!"
Качанов вырос в семье мультипликатора и своего полного тезки - создателя "Чебурашки" и "Тайны третьей планеты" Романа Качанова. Впоследствии в картины сына не раз мистическим образом забредали плюшевый ушастик и композитор Владимир Шаинский (оба странным образом присутствуют и в последней работе).
Сценарии к ставшим культовыми на рубеже веков фильмам "ДМБ" и "Даун Хаус" Роман писал вместе с однокурсником Иваном Охлобыстиным. Их шуточки о России и русских оказались мрачными пророчествами.
А также "сложный был год: налоги, катастрофы, проституция, бандитизм и недобор в армию. С последним мириться было нельзя, и за дело принялся знающий человек — наш военком", и "армия — не просто доброе слово, а очень быстрое дело - так мы выигрывали все войны", и "может, бахнем? Обязательно бахнем! И не раз! Весь мир в труху!", и "русский солдат никогда не сдаётся. Один хрен ему терять нечего. Это и есть наша главная военная тайна".
Печальным сюрпризом для режиссера стало участие Гарика Сукачева в съемках клипа-поддержки "Я остаюсь, чтобы жить".
"Решительно, как валун с горы, надвигалось новое тысячелетие"
Новый фильм Романа Качанова "Марш утренней зари" — почти автобиографическая история из конца 90-х. Времени, когда "воздушные потоки с запахом вискаря и импортного парфюма приносили надежду на бесконечное будущее и что-то необычайно хорошее" и "медленно, но решительно, как валун с горы, надвигалось новое тысячелетие".
Герой фильма, как когда-то сам Роман, получил заказ на проведение музыкального конкурса, чей конец, казалось, был предрешен и проплачен в пользу безголосого заказчика, поющего под фонограмму. А потом что-то пошло не так…
Чтобы "фильм не выглядел старческим бурчанием", Качанов привлек современных молодых авторов и исполнителей, которые писали песни специально для проекта. Некоторые из музыкантов сами и снялись. В том числе — дочка режиссера Гара Качанова. И модная поэтесса Сола Монова (Юлия Соломонова) со специальной подборкой стихов. Да и исполнитель роли "фанерщика" Дан Розин по жизни — молодой композитор, победитель "Новой волны-2018"…
"Тогда было окончание террора, а сейчас — его предчувствие"
Качанов говорит, что ностальгии по 90-м не испытывает - верится с трудом. Тем более что сам охотно вспоминал "светлый образ того времени, как открывался железный занавес и мир. То все было нельзя, а потом раз — и свобода. Вырвались страны, народы, появились новые фильмы и музыка. Мощный ветер все время бил в лицо — было ощущение, что едешь на мотоцикле. Это был даже не свет, а такие сумерки свободы, которая, увы, так и не зажглась… Так что фильм стал не только воспоминанием о свободе, но и прощанием с ней".
Сегодняшнее время не оставляет у режиссера никаких иллюзий:
Современные молодые россияне уже и не знают ощущения, когда можно все, а ограничивает только фантазия. "Когда началось это адище, моя дочка Гара месяц не спала и плакала. И в какой-то день сказала: я написала антивоенные песни — что делать? Она понимала, что выставлять опасно… Страх быстро восстанавливается. Дочка того времени не пережила, но чувствовала, что так может быть".
Что же пошло не так? "Наверное, просто не хватило времени, чтобы закрепилась свобода, - рассуждает режиссер. - Груз плохих вещей перевесил — не хватило оптимизма".
Что дальше? Для России - "бунт возможен, но маловероятен", считает Качанов. Для себя - не падать духом: "Кино все же вещь интернациональная. Оно и начиналось с немого, где менялись лишь титры. Да, аудитория у меня русскоязычная. Но так сложилось, что сегодня большее число русскоязычных и русскопонимающих живет за пределами России. Так что по аудитории мало что меняется... Пока мысли, чтобы сразу что-то делать, нет. Я еще этот фильм не отрефлексировал. Приглашаю сделать это вместе - на моей премьере 8 августа в Splendid Palace".