Fоtо: Stadia
Больничная сиделка-фея начинает с маленьким пациентом захватывающую игру, которая превращает каждую оставшуюся минуту в годы. Наивная, трогательная и пронзительная сказка Эрика-Эммануэля Шмитта была переведена на 35 языков и распродана в миллионах экземпляров. 17 июня арт-платформа Stadia даст премьеру спектакля "Оскар и Розовая дама". Играют Татьяна Черковская и Григорий Скряпкин.

Когда Эрик-Эммануэль Шмитт взялся за столь "неудобную" тему, друзья назвали его безумцем: разве найдется читатель у истории об умирающем от лейкимии ребенке? Нашелся, и не один. И зрители — тоже: миллионы экземпляров книги "Оскар и Розовая дама" были распроданы в считанные месяцы, за 20 лет своего существования она много раз ставилась в театре и была экранизирована.

Самого писателя по праву назвали одним из гениев франкоязычной литературы. Критики любят сравнивать его с Сент-Экзюпери, хотя сам он говорит, что хотел бы считать себя внебрачным сыном Мольера и Сартра. История его жизни заслуживает отдельного рассказа.

Человек, рожденный заново в Сахаре

Шмитт родился в марте 1960 года в семье двух учителей физкультуры их предместья Лиона. И с юных лет мальчик задавался недетскими вопросами: почему жизнь обязательно кончается и что он делает на этой Земле?

Fоtо: Stadia
Когда ему было 10 лет, отец погасил в комнате свет, взял карманный фонарик, глобус и принялся объяснять устройство Солнечной системы. Вместо вопросов о космосе, он услышал от сына: "А где же бог?" Отец, который всегда был атеистом, растерялся: "Ты знаешь, я его здесь не вижу". Позднее Эрик-Эмманюэль будет вспоминать этот разговор: "Мне очень хотелось бы вернуться в тот вечер, чтобы продолжить нашу беседу".

Подростком Эрик-Эмманюэль играл на фортепиано и мечтал стать композитором, но победило осознание бессмысленности всего вокруг. Появилась неприязнь к своей внешности: он не выносил зеркал - они не позволяли соотнести то, как он выглядит, с его внутренним миром.

В 15 лет Эрик-Эмманюэль погрузился в депрессию и начал думать о самоубийстве. Спасение пришло через музыку. Учитель привел юношу на репетицию "Женитьбы Фигаро" - красота оперы перевернула мировоззрение подростка, помогла пережить мрачный период. Через произведения Моцарта будущий писатель пришел к принятию страдания, к тому, что печаль и грусть тоже могут быть прекрасны — а значит, их можно полюбить.

В одном из интервью Шмитт признается, что желание стать писателем зародилось у него еще в 16 лет, но он не ощущал достаточной смелости. Проблема выбора волнует его всю жизнь. Стремясь познать мир, он начал изучать философию, которую позже преподавал в Савойском университете.

До 30 лет Шмитт писал неохотно, жалуясь на лень. Писателя заметил режиссер Жерар Верже и предложил взяться за сценарий к фильму о Шарле де Фуко — отшельнике, священнике и исследователе Африки. Эрик-Эмманюэль загорелся идеей и отправился в экспедицию в Сахару — по следам монаха. Первые дни он общался с другими путешественниками, спорил с учеными и верующими, отстаивал свой философский взгляд на мир.

За два дня до окончания поездки писатель отстал от группы и потерялся в пустыне. Чтобы пережить невыносимый холод после заката, он закопался в песок. В страдании под яркими звездами Шмитт как будто родился заново. Свои ощущения он позже опишет в автобиографической книге "Ночь огня" - в ту ночь он ощутил связь со Вселенной, поверил в Бога и нашел свой путь, предназначение.

Fоtо: Stadia
На другой вечер Шмитту удалось воссоединиться с группой. По возвращении домой он начал активно писать. В его книгах реальность сталкивается с мистическим опытом. Это не фантастика, но часто ощущается легкое присутствие внеземных сил — добрых, дружественных человеку, дающих мудрость и радость. О религии он пишет с позиции светского человека — не про веру как таковую, а про гуманизм. Он убежден, что философия есть вокруг каждого человека и ее можно описать очень доступными словами - в виде сказок, пьес, диалогов.

Оскар и Розовая дама: жизнь надо просто жить

Приходящая больничная сиделка – ворчливая пожилая женщина "в розовом" начинает вместе с обречённым болезнью ребенком захватывающую игру, когда каждый оставшийся ему день идет за десять лет жизни.

Оскару десять лет, он неизлечимо болен, и он пишет письма Богу. В них мальчик задает вопросы, на которые сам Шмитт искал ответы с детства. Фантазия рисует забавные представления и наивные образы, в которые он сам безоговорочно верит, как все дети, ещё не уставшие от жестокости взрослой жизни. Погружая в иллюзорный мир и предлагая прожить один за другим все периоды и возрасты, эта игра растягивает короткую жизнь ребёнка на век, позволяя в виде концентрата испытать и прочувствовать то, что в реальном мире не суждено.

Fоtо: Stadia
Письма Оскара - как доверительная исповедь уходящей Души, открывающей себя для Него и, помогающей тем, кто остался. Нужно уметь видеть смешное в серьезном, ведь только так удается нащупать ответ на главный вопрос: "Для жизни нет иного решения, чем просто жить".

Спектакль с вмешательством добрых сил

Летом 2020 года, когда пандемия впервые пошла на спад, очень хотелось сделать что-то жизнеутверждающее. Именно тогда Арт-платформа Stadia впервые взялась за произведение Эрика-Эммануэля Шмитта. Двухгодичное путешествие от первого знакомства с материалом до премьеры был тернистым, но увлекательным и... не без вмешательства добрых сил.

"Розовая дама" являлась ко мне несколько раз. Произведение очень непростое. Много раз я открывала её и не находила сил читать дальше. Но однажды вечером раздался телефонный звонок от Григория (Скряпкина): "Еду в Ригу на два месяца". А ведь мы так давно хотели поработать вместе. Решила еще раз перечитать книгу, потом провела ночь с ней под подушкой — не могла спать, а наутро стала учить наизусть отдельные куски… Появилось желание одолеть страх перед темой смерти. Поделилась мыслями с Андреем (Гаркави — режиссер и муж) - и мы "заболели" темой. Поделились мыслями с Григорием — наш второй ночной созвон решил всё: "Я хочу ЭТО сыграть и готов это сделать при любых обстоятельствах".

После первой читки на публику было море слёз, слова благодарности и поддержки от зрителей и желание идти дальше. Буквально из Пространства материализовалась художник Юля (Yilia Pires, Paris, France), которая нашла для спектакля правильную форму.

"Обстоятельства сильно помогли, - уверен Андрей Гаркави. - В далеком 2020-м мы были очень неуверены в себе. Ощущение боли и сострадания наполняло сценическое пространство до такой степени, что порой просто физически невозможно было произнести текст - приходилось останавливать репетиционный процесс. Но понимали, что театр не должен повергать общество в депрессию, что предел прочности у людей не бесконечен - надо искать смыслы и радость жизни. Мы вспоминали себя — кто мы и зачем мы. Вместе с героями проходили через понимание, что многие человеческие беды и катаклизмы необходимы и имеют свою цель. И это просто надо принять… А значит, надо жить здесь и сейчас, быть в контакте с собой, другими людьми и миром".

Принципиальный момент: в спектакле актёры не играют персонажей пьесы - зрители не увидят маленького мальчика и пожилой женщины. Актёры проживают и рассказывают эту историю "от себя", каждый раз пытаясь решить фундаментальные вопросы бытия на простых примерах. Создатели спектакля постарались сохранить авторский прием умной простоты: когда несерьёзно о важном, с юмором о драматичном, нереально о повседневном…

К марту 2023-го спектакль мечты обрел формы и был впервые показан в формате work in progress.

17 июня в 19.00 - Stadia, ул. Гертрудес, 24, в арку - зрителей приглашают на полновесную премьеру Истории о том, что Жизнь нужно Жить. И как важно успеть найти свой путь. А уходя, помочь тем, кто остался. Как когда-то Шмитт из Сахары, участники этого путешествия не вернутся прежними. И предлагают зрителям пройти этот путь рядом.

Подробности и билеты - здесь.

По окончании показа – обмен мнениями и свободное общение с творческой группой

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !