Fоtо: Jānis Deinats

Новый сезон в НРТ открыли дебютные спектакли двух молодых актеров, которые выступили в роли режиссеров и соавторов сценариев. Выпускник мастерской Херманиса Гердс Лапошка поставил свою пьесу "Серое лето, солнечная зима" о попытках молодых людей понять, как жить в современном мире. В основе спектакля Марии Линарте "Битвы гигантов" — опыт служения в Земессардзе актеров НРТ.

От игры на тонких струнах, бесконечного самокопания и поисков себя с провалами в депрессии и панические атаки до жестких встрясок пандемии, надвигающейся экологической катастрофы, экономического кризиса и военных угроз — такая реальность выпала на долю молодых и благополучных рижан нашего времени. Тех самых, вокруг которых должен был вращаться мир и сдувающие случайную космическую пыль родители.

Как справиться с невыносимыми вызовами времени, найдя свой путь и смысл? На этот вопрос ищут ответы начинающие режиссеры Нового рижского театра, которые из позиций подневольных акторов пытаются взять управление жизнью (пока ее экспериментальных образцов) в свои, не державшие ничего тяжелее "мышки", руки.

Способы справиться с жестокой и несправедливой реальностью у Герда и Марии — очень разные. Пожалуй, раньше бы сказали, что мужчина и женщина в их исполнении поменялись ролевыми моделями. Но для этого поколения гендерные стереотипы не имеют решающего значения: их поиски — в категории человеческого.

"Серое лето, солнечная зима": в ожидании своего поворота


Юную звезду НРТ — пожалуй, самого яркого выпускника курса Алвиса Херманиса — Герда Лапошко журналисты за глаза называют "лапочкой". Это неформальному псевдониму отвечает все, что он делает на сцене и в кино — элегантно, обаятельно и очень-очень мило. Такой легкий набросок пастелью, заполненный воздухом и светом.

Fоtо: Mārtiņš Purviņš, DELFI
Пьесу "Серое лето, солнечная зима" Гердс написал в соавторстве с сокурсником и другом Матисом Озолсом, которому и отдал главную роль — молодого писателя Клемента, пытающегося написать свой первый роман и жизни. Или прожить жизнь как в ненаписанном романе.
Fоtо: Jānis Deinats
В ожидании, что между стаканом свежевыжатого апельсинового и чашечкой эспрессо судьба, вместо язвы желудка, вот-вот наградит его эффектным "поворотом сюжета", юноша вписывает в страницу прекрасную блондинку — дирижерку хора мальчиков (еще одна выпускница Херманиса - Агате Кристи). И казалось бы, что еще человеку для счастья надо — он, она, глаза-глаза, уши-уши, губы-губы… Но разве может долго волноваться сюжет, когда лето — солнечное, а зима — серая? Банальности оставим Голливуду — у Европы своя "волна", с уникальным содержанием и ощущениями.
Fоtо: Jānis Deinats
Поколение детей-снежинок — хрупкие и ранимые индивидуалисты, живущие чувствами и эмоциями. В этом пространстве Гердс и пытается прощупать свое будущее.
В одном из интервью Гердс признается, что в режиссуре не чувствует себя "Гераклом, выступившим против льва", а потихоньку и очень спокойно пытается разобраться, что происходит… Хочется верить, что он найдет — свой поворот. Или новая волна вынесет его в уютный мир, где после 75 можно сидеть с друзьями на берегу самого прекрасного моря и пить эспрессо со свежевыжатым апельсиновым соком.

"Битвы гигантов": возродиться, чтобы умереть, или наоборот


Когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, актрисе Марии Линарте подарили куклу-вуду с лицом Путина — вместе с коллегами она время от времени вкалывала в нее иголки.

Fоtо: DELFI
"От бессилия — просто не знала, что делать, - призналась Мария тогда в интервью Delfi. - Во мне течет русская кровь, а часть родственников находятся в так называемой опасной зоне — России и Беларуси. И человек, который сам пережил ссылку семьи, даже он не понимает, что происходит. Думает, что эта война — фикция..."
Fоtо: Jānis Deinats
Другая актриса НРТ Инга Тропа, накануне войны снявшаяся в российском фильме "Цой", "уже через пять дней после 24 февраля паковала сумку для часа Х и на полном серьезе прокручивала в голове варианты, как пробраться к этому чудовищу, чтобы… Да, если бы у меня была возможность его убить, я бы это сделала, пусть ценой своей жизни", - рассказывала Инга в интервью Delfi.

Их ответ реальности — надо что-то делать. Обе актрисы и их коллега Янис Грутупс (он играет и у Лапошко) записались в батальон Земессардзе. О перерождении тонкой и очень ранимой натуры в великана духа рассказывает спектакль "Битвы гигантов", в котором Линарте выступила режиссером и автором, а Тропа с Грутупсом на двоих разыграли внутренние и внешние процессы, случившиеся за короткое время с главной героиней Анной Антоновой.

Девушка с частично русской кровью, чаще мыслившая на русском, но "определенно не ватница", болезненно воспринимает события в соседней стране, где живут близкие люди.
Из состояния перманентной депрессии и потери себя ее буквально вышибают события 24 февраля. Они запускают программу новой Анны с новым смыслом - пусть ценой своей жизни, противостоять Злу и спасать людей.

Мария Линарте своего "немейского льва" на поле боя вызывает без тени сомнений и буквально голыми руками. Она смело берер на мушку зрителей крохотного (около 50 мест) экспериментального зала НРТ, погружая их в жизнь 13-го пехотного батальона 1-й Рижской бригады Земессардзе.

Fоtо: Jānis Deinats
Внутренний монолог Анны с собой честен, порой, на грани фола. Как дать клятву, выполнять приказы, если нет уверенности, что их не будет отдавать какой-то новый Сталин-Ленин? Можно ли быть уверенной, что не свихнешься на поле боя, если до этого в "психушку" попадала от невозможности справиться с мирной жизнью? Как правильно Родину любить?
Что делать, если иногда думаешь на русском (или даже поешь), но в армии он строжайше запрещен, ведь это язык врага, орков? Могут ли мужики воспринимать такую близкую девушку просто как сослуживца? Как быть, если у тебя понос или месячные — можно ли на время "выйти из игры", пока реальная война не началась? А бояться на учениях — это нормально? И вообще, всем ли есть место в армии?

Определенно, в армейской службе есть что-то от секты, признает Анна: ты уже не принадлежишь полностью себе, часть своей личности придется кинуть "в общий котел" и на общие цели, но и тебе взамен отдадут свою часть. И у тебя появится круг людей, которые роднее любых родных, которые готовы пожертвовать за тебя свою жизнь, которые поддержат и не предадут. Оно того стоит?

В конечном счете, все мы рождаемся, чтобы умереть. Но что, если в процессе удастся родиться заново? Чтобы умереть или чтобы жить?

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !