Foto: Mārtiņš Vilkārsis
Как легко гуманисты и христиане озверевают хуже первобытных людей? А если назвать убийство - жертвой во благо человечества - и щедро приплатить? В Рижском русском театре им. М. Чехова — премьера спектакля по пьесе Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы" с Даной Бйорк в главной роли. В постановке задействованы актеры из Аргентины и Китая.

В некогда процветающий, а ныне погрязший в долгах городок Гюллен (с немецкого название переводится, как "навоз"), после длительного отсутствия из Америки возвращается пожилая Клара Цаханассьян (Дана Бйорк), дочка строителя местного сортира, ставшая несметно богатой. Она обещает подарить малой родине миллиард, если жители вынесут смертный приговор лавочнику Альфреду Иллу (Родион Кузьмин) - бывшему возлюбленному, который когда-то предал чувства и не признал их будущего ребенка ради женитьбы на состоятельной дочке лавочника.

Клара тогда вынуждена была покинуть город и заняться проституцией, ребенок умер в младенчестве, а она поклялась вернуться и отомстить. И вот Клара делает предложение "миллиард в обмен на правосудие" или "достаток в обмен на мертвеца" - кому как больше нравится. Поначалу все с возмущением отказываются — потому что "мы пока еще живем в Европе и мы — христиане", потому что "лучше быть нищим, чем палачом!"

Foto: Mārtiņš Vilkārsis
В ответ они слышат, что "гуманизм — это слово из лексикона миллионеров, а с миллиардами устанавливают мировой порядок". Поначалу незаметно для себя, город начинает погружаться в долги, как водяной в болото... И расплата не заставляет себя долго ждать.

О долгах и власти

Выбор пьесы директор Театра Чехова и исполнительница главной роли Дана Бйорк объясняет развитием заявленной сквозной темы сезона — темы власти. Выяснилось, что в отношении самой Даны спектакль оказался еще и возвращением старого долга.

Foto: Mārtiņš Vilkārsis
Дело в том, что режиссер спектакля Индра Рога и ее недавно покинувший этот мир муж — режиссер Михаил Груздов - были руководителями курса Академии культуры, на котором училась Дана. Как позже рассказывала сама актриса, все четыре года обучения педагоги помогали ей избавляться от русского акцента. Но тогда на фоне грянувшего экономического кризиса именно Рижский русский театр оказался единственным, где была вакансия.

Став директором театра, Бйорк сделала все, чтобы к тающему русскоязычному зрителю добавить латышского, а сам театр стал органичной частью театрального сообщества страны, при этом не утратив языкового колорита. Она активно приглашает к работе латышских режиссеров, сценографов, композиторов, берет латышские тексты и больные темы. И перед каждым спектаклем напоминает, что театр не имеет отношения к происходящему в Украине, а "язык общения не принимает решений — это делают конкретные люди"…

Foto: Publicitātes foto

Для Индры Роги (на фото) это был первый опыт сотрудничества с русским театром. После премьеры режиссер рассказала, что таким образом она отдает долг Дане Бйорк — большую роль, несыгранную Настасью Филипповну. Если присмотреться к образу "старой дамы" - чем не финал для героини Достоевского? Правда, идеалиста князя Мышкина на долю Клары не выпало.

"Тема выталкивания человека из общества мне близка, я на своей шкуре это проживаю, - говорит исполнитель роли лавочника Илла (жизнь которого оценили в миллион) Родион Кузьмин. - Мы видим, как легко за цифры покупается жизнь".
По сюжету, в итоге лавочник сам соглашается, что виноват и должен заплатить.

Рога призналась, что работать с русской труппой было очень необычно: "Меня удивила активность этих актеров. Латышские - более прохладные, вежливые, выжидающие, а эти моментально готовы бросаться в бой, давать предложения, что-то делать… Они взрослые люди, но как дети, причем очень разные — по таланту, пониманию искусства. И эту детсадовскую группу надо было собрать вместе, организовать в какую-то систему, чтобы все двигались в одном направлении, а не каждый в своем..."

Все закончилось большой любовью, призналась Рога. Но больше всего ее поразила бывшая ученица, которая оказалась способной совместить хорошую актерскую форму с успешной административной работой директора. Как говорится, главное не перепутать.

Кто устанавливает мировой порядок


Пьеса швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта писалась в 50-х годах под впечатлением от событий Второй мировой и после. Увы, человеческая природа за это время не поменялась.

Утверждение, что миллиардами устанавливают мировой порядок, а за деньги можно купить все, за последние годы мы слышали не раз. Лишнее напоминание о том, что это и про сегодня — бегающая за миллиардершей собачка-робот, которая, похоже, уже прочно поселилась в Рижском русском театре им. М.Чехова и кочует из спектакля в спектакль.

Foto: Mārtiņš Vilkārsis
В спектакле задействована китайский архитектор Мари Жанг.

Идея пьесы пришла Дюрренматту во время пребывания в селении Инс бернской общины (там этот факт до сих пор активно используют) — скорей всего, оно и стало прототипом Гюллена. Правда, автор предлагал более размытую версию: мол, история произошла "где-то в Центральной Европе", а сам он не дистанцируется от этих людей и не уверен, что поступил бы иначе.

Foto: Mārtiņš Vilkārsis
Роль одного из бандитов исполнил аргентинский клоун Мариано Кронопио.

Тезис, что вряд ли где в мире найдется городок, способный избежать соблазна на миллиард, подчеркивает очень разномастный состав участников спектакля - к привлеченным в труппу актерам из Латвии, России, Украины и Беларуси, в этой постановке присоединились суровый аргентинский клоун Мариано Кронопио и китайский архитектор Мари Жанг.

Аргентинца позаимствовали в Рижском цирке — он там работает тренером клоунады и жонглирования. Китаянка уже семь лет живет в Риге, где у ее мужа бизнес, и приходит на все премьеры — она их рисует.
Благодаря ей, зрительные ряды театра пополнились внушительным китайским десантом.

Дольше всех "принципов гуманизма" среди жителей Гюллена держится городской учитель, который, вуаля, оказался латышом. На роль "nabagais latvijas skolotājs" привлекли актера театра Dailes Мартиньша Упениекса. Зал дружно ложился под стулья, выслушивая на смеси русского и государственного про "bēdīga situācija": 15 лет взращивал гуманизм, получал гроши, отказался от хорошего места в университете, "тихо пил и молча слушал"… Увы, и достопочтенный учитель погряз в долгах.

Foto: Mārtiņš Vilkārsis

Добби свободен?

Отряд "домовых эльфов" Клары Цаханассьян растет. Купленный в дворецкие бывший городской судья Бобби, многочисленные сменяющие друг друга мужья Мобби, Хобби или Цобби, приговоренные к смерти и выкупленные за миллион чикагские гангстеры Робби и Тобби, кастрированные и ослепленные лжесвидетели Кобби и Лобби…

Foto: Mārtiņš Vilkārsis
Похожими на собачьи кличками Клара наградила их для удобства — чтобы не задумываться и не наградить человеческими качествми. Ведь для нее они — всего лишь очередные покупки. Они служат ее жестокой "черной магии", получая освободительный "носок" лишь став отработанным товаром.
Foto: Mārtiņš Vilkārsis
Описать стилистику спектакля лучше всего помогает музыка — она оригинальная, написанная еще одним дебютантом в Театре Чехова - композитором Карлисом Лацисом, много лет работающим в "Абонементном оркестре" Интарса Бусулиса. Из предложенных вариантов режиссер выбрала цыгано-балканские мотивы. "Это подчеркивает стиль постановки - фарс, трагикомедию, буффонаду, - пояснила выбор Индра Рога. - Ведь и у Дюрренматта всюду играет духовой оркестр". Музыка записана вживую и, несомненно, продолжит отдельное существование...
Клара-Дана уверенно ведет вних по наклонной свой "корабль", на основе некогда построенного ее отцом сортира, с крыши которого она когда-то плевала на голову всем выходящим мужчинам. Она жонглирует людскими слабостями ловчее Кронопио - никому не избежать соблазна "позолотить" ручку, ножку, зубки…
И вот уже город "порядочных людей", который когда-то сделал из бедной девушки проститутку, сам превращается в заправский бордель, где все покупаются и продаются. Сколько нулей, среди охваченных золотой лихорадкой людей - не поддается счету...
Foto: Mārtiņš Vilkārsis
Особую роль в спектакле выделили работе с прессой: ей убийственный приговор выдали в приличной форме «уроженка Гюллена пожертвовала, Илл стал... посредником». На видео бургомистр просил снимать его с «рабочего» профиля лица.

Спектакль больше ставит вопросы, чем дает ответы. А почему бы сегодня не сложиться парочке Рокфеллеров с Ротшильдами и не объявить миллиард за смерть того, кого можно даже не называть вслух — все и так понятно?! Он же сам во всем виноват? Или не только он? Найдется ли достаточное число претендентов на премию? Кем тогда станут они? А кем тогда станем мы - те, кто это поддержит?

К слову, в марте 2022 года живущий в США российский бизнесмен Александр Конаныхин пообещал заплатить 1 млн долларов офицеру, который арестует президента России.

Спектакль идет на русском языке, с титрами на латышском и английском языках.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!