Foto: EPA/Scanpix/LETA
Согласно одному из исследований, проведенных в США, 60% спортсменов с миллионными контрактами, завершивших карьеру, растрачивают заработанное в течение 5 лет. Как своими доходами распоряжаются латвийские звезды спорта, выясняло издание Kas Jauns.

Басктболист Кристап Порзиньгис со своими 16 миллионами долларов в год (после вычета налогов) находится, вероятно, в списке 100 самых богатых спортсменов мира. Недавно появилась информация о том, что его клуб Wizards предложит на следующие 4 года еще более выгодный контракт: 180 миллионов долларов (45 миллионов в год до вычета налогов, которые составляют половину суммы).

Куда же Порзиньгис инвестирует свои миллионы? Пару лет назад он совместно с бывшим банкиром Гунтисом Белявскисом зарегистрировал предприятие JMK Investments. Основной деятельностью предприятия является инвестирование в недвижимость: на балансе предприятия займы на сумму 9,7 миллионов евро, долгосрочные вложения на 7,87 миллионов евро. Также предприятию принадлежит компания SIA Landinvest Bauska, тоже занимающаяся недвижимостью и владеющая половиной предприятия SIA CN Baltic. В числе прочего JMK Investments совместно с SIA Blind Save стал совладельцем предприятия SIA BP Sports (разработка и производство функциональной спортивной одежды).

Давис Бертанс - второй в списке богатейших спортсменов Латвии - осенью 2020 года подписал с клубом Wizards пятилетний контракт на 80 миллионов долларов. Благодаря тому, что его перекупил далласский Mavericks (в Техасе налог - 40%), в этом сезоне Давис получит на руки более 9 миллионов долларов.

Спортсмен много инвестирует в созданную им три года назад совместно с братом Дайрисом баскетбольную школу в Валмиере, а также в агентство футболистов SIA BSA Footbol. В 2021 году оборот этого предприятия составил 744 евро и понес убытки на сумму 9 тысяч евро.

Хоккеист Сандис Озолиньш в 1992 году дебютировал в Национальной хоккейной Лиге, а в 2000 году заключил пятилетний контракт с Hurricanes на 25,5 миллионов долларов, став на тот момент самым высокооплачиваемым хоккеистом в истории клуба. Тогда у Сандиса появилась идея вложить заработанные миллионы в развитие гольфа в Латвии. При поддержке тогдашнего мэра Риги Андриса Аргалиса звезда NHL получил запущенный кусок земли на берегу Кишэзерса, который за два года превратился в гольфклуб Ozo golfa klubs. Им управляют SIA Golfs & Karti, 90% которого принадлежат Сандису Озолиньшу.

Андрис Биедриньш провел в NBA десять лет, пережив и взлеты и падения. В 2008 году подписал контракт о продлении договора на шесть лет за 62 миллиона долларов, что сделало его на тот момент самым высокооплачиваемым спортсменом в Балтии. В начале карьеры Биедриньш не отличался практичным подходом к деньгам и первые заработки потратил на ослепительно белый джип Porsche Cayenne. Но с годами научился думать шире и вкладываться в перспективные проекты. По словам его жены Мадары, Андрис прислушивается к советам частного банкира о том, когда и куда лучше инвестировать.

Хоккеист Эдгар Масальскис после попыток развивать производство биогумуса в Латвии решил инвестировать в нечто более понятное ему - создание спортивных клубов. Вместе с женой Иевой они открыли спортклубы в Икшкиле (SIA Ikšķiles sporta centrs) и Саласпилсе (SIA Emetia). "В хоккей ведь не будешь играть вечно. Мы с женой и ранее обсуждали темы семейного бизнеса, размышляли, каким он может быть для нас, чтобы нравилось, а не стало просто инвестицией. Пока залами больше занимается жена, ну а я стараюсь помогать, насколько время позволяет", - делился Масальскис в 2014 году. И, хоть в первые годы клубы не приносили особого дохода, семья не остановилась и в 2019 году открыла крупный фитнес-центр, вложив более миллиона евро. Открытие совпало с пандемией covid-19 и из-за эпидемиологических ограничений спортклубы закрылись.

Янис Спруктс удачлив с клюшкой на льду, но не в бизнесе. После неудачи с "червячным бизнесом" спортсмен терпел убытки и в других проектах. В свое время Спруктсу принадлежали 80% SIA Wiseman (обслуживание ледовых холлов), 14% Eko Era (производство минеральных удобрений), 100% Eko Sun, 25% SIA Sūn (бар Coco Loco в Старой Риге) и 46,07% SIA Nature Power (разработка, продажа и установка интегрированных солнечных панелей). Все упомянутые проекты в течение последних пяти лет работали в убыток. Однако теперь, когда Спруктс закончил хоккейную карьеру, очевидно, больше уделяет времени бизнесу: данные Lursoft свидетельствуют, что деятельность SIA Eko Sun за прошлый год принесла прибыль в размере 37 тысяч евро.

Каспарс Даугавиньш, заработав полмиллиона долларов за сезон в клубе Torpedo, в 2016 году вместе другом детства, бывшим футболистом Марселом Вапнисом, открыл в центре Риги спортбар Arena 29. Спустя три года этот бизнес пришлось закрыть из-за убытков. Однако Даугавиньш оказался достаточно прозорливым, чтобы с помощью финансового эксперта большую часть своих накоплений вкладывать в фонды и акции. "Есть человек, который занимается моими финансами и все идет хорошо, деньги работают. Заработано уже больше миллиона!", - два года назад делился с СМИ спортсмен.

Роналд Кениньш, игравший восемь лет назад в NHL, зарабатывал немногим более полумиллиона евро в год и инвестировал в самые разные проекты. На данный момент он в числе прочего является совладельцем трех ресторанов - Table 7, Queens, House 12, владельцем спортзала TM Gym. Пандемия не прошла бесследно и для его бизнеса: предприятие Meistaru nams пришлось ликвидировать.

Каспар Горкшс, капитан футбольной сборной Латвии, заработал в английском клубе Reading полтора миллиона и в 2012 году вместе с женой и другом открыл ресторан Koya. Спустя 4 года ресторан был продан, Горкшс создал бар под названием XIII (в свое время он играл под номером 13), в который, по его словам, вложил часть сердца, свою идею. Также он приобрел часть виноградника во Франции, в винодельне Domaine Allegria. На данный момент принадлежащее Горкшсу SIA KOYA Assets прекратило деятельность. По словам самого Каспара, его нельзя назвать удачливым предпринимателем.

Foto: AP/Scanpix/LETA
Теннисистка Алена Остапенко, заработавшая за свою карьеру более 10 миллионов евро, три года назад объявляла о решении вложить часть доходов в проект Mežaparka rezidences. Однако спустя некоторое время стало известно, что Остапенко инвестировала в проект Ezerjugla. История умалчивает о сумме вложений и был ли это лишь трюк рекламной кампании. Зато доподлинно известно, что созданное Аленой совместно с ее мамой предприятие SIA J&J, в которое она вложила 1400 евро, принесло в 2021 году прибыль в 90 тысяч евро.

Хоккеист Микелис Редлихс, зарабатывающий шестизначные суммы, вложился в производство пива. В 2014 году он перекупил пивоварню в Мадоне, назвал ее SIA Mikeļa alus darītava и инвестировал в новую производственную линию в Озолниеках 300 тысяч евро. Спустя год Редлихс стал единственным владельцем и членом правления предприятия. В 2019 году вышел из правления и в прошлом году SIA Miķeļa alus darītava исключена из регистра PVN. Все годы работы пивоварня работала с убытками.

Саночница Улла Зирне еще боролась за медали на санных трассах, когда уже основала свою коллекцию одежды Ullalaaa Clothing - дизайнерские Т-майки с остроумными выражениями на разные случаи жизни. "Коллекция характеризует мою личность - она побуждает быть решительным, немного сумасшедшим, осмелиться на что-то новое - одним словом, уллалааа!" - рассказала о своем детище Улла на открытии коллекции.

Олимпийский чемпион Агнис Чаварс получил за золотую медаль премию от государства в 106 716 евро и решил вложить деньги в бургерную Street food Station. Заведение продержалось лишь полгода. Спортсмен принял решение закрыть свое детище, поняв, что в нынешней экономической ситуации ресторанный бизнес не окупается.

Прыгуны в длину, Лаура и Мара Грива вынашивали идею о винодельне в историческом подвальном помещении в усадьбе Кабиле. Идея воплотилась - в сентябре 2016 года был собран первый урожай яблок и сделаны первые сидры и игристые вина из местных ягод и фруктов. Однако на данный момент винодельня закрыта на неопределенное время.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!