Сегодня предпринимателя Ренарса Спрогиса (43) знают в Цесисе как организатора разных мероприятий патриотического характера. Но в детстве Ренарс был "абсолютным продуктом советской эпохи" - вел политинформацию в классе, боялся атомной войны и в школе осваивал умение обращаться с оружием. И все же детство в 80-х этим не ограничивалось. Развлечений хватало: были и игры на деньги, и скопированные карты с голыми женщинами, и торговля первыми импортными жвачками.
Начиная с шестого класса в школе раз в неделю был урок политинформации, когда кто-то из детей (политинформатор) или учительница рассказывал об актуальных событиях в Латвии и СССР или во внешней политике. "Мне это очень нравилось - я был политинформатор. Готовил материалы, рассказывал перед классом. Я был идеалистом. Мне казалось, что Советский Союз - это классно, а империалисты - нет. В журнале "Дадзис" был дядя Сэм в своей шляпе. Кретин-американец, который мешает нам жить! Как-то так это было".
Атомная война пугала детей восьмидесятых: "Атомной войны боялись, было страшно, что в какой-то момент будет "чао". В школах показывали какие-то документальные фильмы, наверное, по гражданской обороне. Были у нас и учебные тревоги, надо было бежать в подвал прятаться. Надо было знать, как действовать - встать в дверных проемах, где атомный удар может быть слабее".
Ренарс не прочь посмеяться над собой и вспоминает свое стремление быть хорошим школьником и пионером. "Были выборы, и самым активным пионерам надо было стоять в почетном карауле у урн. Мы где-то в Цесисе заблудились, мобильных тогда не было, и мы не знали, где именно нам стоять. Прибежали и два часа отстояли у здания суда. Ну, чтобы все-таки выполнить свои обязанности. Просто стояли в пионерских галстуках. Наверное, в те времена это никому не показалось странным".
Пацаны любили играть в карты на стройках, и "стрелять" ягодами аронии через трубочки - от выстрелов на спинах противников оставались пятна правильного цвета. Один из родственников Ренара был спортсменом, и он мог ездить за границу - для рядового жителя СССР это было недосягаемой мечтой. Поэтому дома иногда появлялись вещи, которые вызывали удивление или восхищение.
"Вспоминаю свою первую сделку. Мой крестный, олимпийской чемпион по бобслею, привез жвачки. Первую партию я хранил под кроватью до тех пор, пока младшие сестры-близнецы их не съели. Это была такая детская травма! Следующую партию я решил продать. Помню, один шарик продал за рубль. Мама узнала и заставила деньги вернуть, потому что спекулировать было плохо! Пацаны, конечно, к тому времени жвачку уже сжевали. Такой вот неудачный бизнес получился".
В 6-8 классе летом нужно было обязательно участвовать в сельскохозяйственных работах, а осенью собирать в колхозах картошку или аронию. Это было идеальное время для обмена опытом в самых разных сферах жизни. "Я как сейчас помню - мы с пацанами пололи свеклу и болтали. Лет 13-14 нам было. Один из нас, такой продвинутый, спрашивает - а вы знаете, откуда дети берутся? Никто не знал. Ну, как-то откуда-то берутся! Рядом с нами как раз полола учительница Круминя. И этот говорит: ну, вот если учительница Круминя с кем-то поцелуется, у нее родится ребенок! А мы: чего ты, Райвис, заливаешь! Какие поцелуи? И чтобы думать о каком-то там сексе… Нам 13-14 лет было, но информации про это не было вообще никакой".
Впрочем, девочки интерес вызывали. Развлечения 80-х в обязательном порядке включали и набор скопированных карт с фотографиями голых женщин. Добраться до них было не так просто. "Не знаю, почему, но в Цесисе это был бизнес глухонемых. Смотрим - о, глухонемые! Скидываемся! Одна стоила 10-15 копеек. Кто-то быстро убегал и пытался у мамы денег выпросить. Потом покупали колоду и радостно играли. Один друг хранил их дома, пока мама или бабушка не нашли. Стимулировало ли это нашу фантазию? Ну, подумайте сами - если в 13 лет тебя удивляло, что от поцелуев могут родиться дети, то там была условно голая женщина, потому что картинки копировали как минимум раз 500. Фотографии были такие размытые, что это было как на Венеру в Академии художеств смотреть", - смеется сегодня Ренарс.
По телевизору шла реклама резиновых сапог от завода "Красный квадрат". Зачем? Это был главный вопрос. "Году в 1985-м мы в деревне собирали смородину. Я говорю своему родственнику, чемпиону по бобслею - какой смысл рекламировать резиновые сапоги? Если в магазине стоят пять пар, и все одинаковые? Как же я удивился, когда он мне сказал, что за границей не один и не два вида шоколада, а 50 или 100! Как такое может быть? В те времена я вообще не понимал, как устроен мир, что где-то все может быть по-другому".
С возрастом дискомфорт начал доставлять тот факт, что одеваться по моде, как хотелось молодому человеку, было невозможно. Ботинки Rekords местного производства - лучшее, на что можно было надеяться. "Они были как галоши!" - вспоминает Ренарс. И снова помог родственник, который по бартеру в обмен на дрова отдал ботинки, купленные в Германии. "Я помню, они были такие желтые, с шерстью внутри. Носил их минимум три-четыре года. У ребенка нога растет, они давно уже были малы, но я как кенгуру пальцы поджимал и шел себе. Бежать уже не мог, но главное - был стильным!"
Во время Атмоды взгляды Ренарса на мир и страну изменились. Причем, кардинально. Сегодня Ренарс Спрогис не только предприниматель, но и создатель группы Latvija - esam mēs paši на "Фейсбуке". Он проводит различные патриотические мероприятия в Цесисе - например, 11 ноября собирает тысячи жителей города в парке у замка, где на стену проецируют видео, а из горящих свечей люди выкладывают контур страны.