Почему родители, ученики и учителя 18 августа вышли к Рижской Думе на митинг протеста.

С 1 сентября Рижская дума ликвидирует 10 школ, 9 из них — русские. Еще 6 школ приговорены к закрытию в течение 2-х лет. Последнее время много говорилось как в телевизионных интервью мэра, так и в комментариях Делфи о том, что это вынужденная мера, спровоцированная кризисом и действиями министра образования и науки Татьяны Коке. Попробуем разобраться.

Финансовое состояние Рижской думы

Приходилось сталкиваться с мнением, что Ушаков получил город с пустой казной. Но факты таковы:

  1. Накопления, сделанные городом за 5 предыдущих лет, составляют 86 миллионов латов.
  2. Излишек бюджета (т.е. превышение доходов этого года над расходами) на 1 июля 2009 года (день вступления молодого мэра в должность) составил 14.7 миллионов латов.

Таким образом, финансовое состояние города вовсе не является катастрофическим. 

Деньги следуют за учеником

Еще одним аргументом "ликвидаторов" является принятие МОНом новой концепции распределения средств и резкое урезание финансирования школ, которое якобы не позволит выжить маленьким школам. При этом никто не утруждает себя анализом деталей и убедительными доказательствами. А ситуация такова:

Новая концепция финансирования предполагает выделение денег учебному заведению пропорционально количеству детей. При этом ученик начальной школы оценивается несколько дешевле, а старшеклассник — дороже. Применяются повышающие коэффициенты и для школ, реализующих специализированные программы, например, углубленного изучения предметов или обучения детей с особыми потребностями. При этом резко сокращен размер оплаты учительской ставки ( 21 урок в неделю) и введен норматив соотношения педагогических работников и учащихся в школах 1:10. Ранее этот коэффициент составлял примерно 1:6. Именно с учетом этих изменений был существенно сокращен трансферт правительства Рижской думе для оплаты труда педагогов городских школ. Много это или мало, одна ставка на 10 школьников? Судите сами: ставка учителя — это 21 урок в неделю. В 1 классе (примерно 20 человек) — 20-22 учебных часа. В 12-ом — 36-38 уроков в неделю. Денег очень мало, но минимум для выживания есть. Школы могут пережить кризис, за которым начнется и экономический, и демографический подъем.

Прожиточный минимум

Что касается минимального числа учащихся, необходимого для выживания школы, то он в разных случаях разный и зависит от наполняемости классов, особенностей реализуемых программ, мастерства директора и слаженности педагогического коллектива. Обычная средняя школа может пережить кризис при наличии 265 учеников, а во многих случаях это удастся сделать и с меньшим количеством учащихся. При этом особой поддержкой должны пользоваться маленькие школы, специализирующиеся на обучении детей с теми или иными особыми потребностями.

В списке на ликвидацию

До 1 сентября ликвидируются 4 начальные, 2 основные и 4 средние школы. Три начальные школы освобождают помещения, пригодные для детских садов, и этот шаг можно понять. Одна начальная и одна основная школа становятся частью более крупных школ, теряя свою независимость и администрацию. Экономия от этого шага минимальна, а как он скажется на качестве образования и детях, покажет время.

Удивительна судьба Бишумуйжской основной школы, расположенной на улице Баускас возле CSDD. Ее учеников планируют перевести в 95-ую среднюю. При этом не учитывается, что примерно вдвое ближе расположена Пардаугавская основная школа, а между 95-ой и микрорайоном Бишумуйжской школы нет прямого сообщения общественным транспортом. К 95-й школе одновременно присоединяется 5-ая основная. Взваливать на плечи директора, назначенного всего несколько месяцев назад, поглощение двух основных школ в условиях экономического кризиса со стороны Рижской Думы безответственно. Прежде всего по отношению к детям.

Невосполнимые потери

Особенно тяжело терять средние школы. Это старые учебные заведения с традициями. Каждое из них — по-своему уникальный  элемент русской культуры Латвии. По 20-й средней у нас нет достаточно информации, а о закрытии трех других скажем несколько слов.

Райнис вместо Толстого

Русская школа имени Льва Толстого по планам думы ликвидируется для того, чтобы в освободившееся здание вселить 8-ю вечернюю школу имени Райниса.  Толстовцы сопротивлялись отчаянно.  Старшеклассники добились встречи с мэром. Под давлением аргументов учеников и родителей школе был дан ряд обещаний, только вот будут ли они выполнены?

Между тем, для размещения латышской вечерней школы вполне подошло бы здание закрытой ранее 44-ой средней. Еще более рационально вместо вечерних школ создать в микрорайонах сеть вечерних отделений при обычных школах.

Подковерная интрига

По словам мэра, присоединения 38-ой средней школы к 80-ой средней в начальных планах думы не было, и это — инициатива директоров. Однако, администрация 38-ой школы говорит, что переговоры о присоединении к 80-ой были начаты только после того, как из думы поступила четкая и недвусмысленная инфоромация о ликвидации школы. При этом число учеников в школе более трехсот, что гарантированно позволяло ей выжить.

Так или иначе, все решения принимались келейно, за спиной учеников и родителей-налогоплатильщиков. Скорее всего, 38-ая средняя школа пала жертвой очень некрасиво пахнущей интриги, суть и авторство которой станет известны лишь со временем. А латышскую логопедическую школу "Валодиня", которая переедет в помещение 38-ой из арендованного здания, гораздо рациональнее разместить в бывшей 17-ой средней школе вместе со школой "Ридзе". Это гораздо удобнее для ее учеников.

Искривление здравого смысла

Тридцатая средняя школа осуществляет специальную программу для более, чем сотни малышей начальной школы с серьезными нарушениями здоровья. Специальные условия занятий и регулярная работа с детьми нескольких врачей превращает эту школу в уникальный реабилитационный центр, адаптирующий детей к нормальной жизни, а некоторых из них спасающий от инвалидной коляски. В том же здании учатся более двухсот вечерников и два самых обычных старших класса. Общее число учащихся — около четырехсот.

Большое число специально оборудованных для детей с особыми потребностями кабинетов, залы лечебной гимнастики и кабинеты врачей физически не поместятся в 21-ую школу, к которой предписано присоединиться. Самое странное в этой истории то, что относительно небольшая школа имени Гердера могла бы поместиться в одном здании с тридцатой. А именно для этой школы должна освободить свое помещение 30-ая школа. Получается, что уникальная база для работы с детьми с особыми потребностями ликвидируется просто так, без обоснования.

Экономический эффект

Запланированная экономия от  ликвидации школ составляет в этом году 204 тысячи лат, а в следующем, когда будут ликвидированны еще пять школ, 1.7 миллиона. При общих расходах думы почти в полмиллиарда лат и расходах на школы в 72 миллиона  это — малозаметная цифра. Основой экономии является перевод 8-ой и 9-ой вечерних школ, а также школы "Валодиня" и школы имени Гердера из арендованных помещений в здания освобождаемые после ликвидации четырех русских средних школ. Однако разместить перечисленные выше школы можно и без ликвидации четырех учебных заведений.

Выводы

Ссылки на экономические причины закрытия нескольких русских средних школ в этом году — ложь. Тот же экономический эффект можно получить, сохранив эти школы. Закрытию четырех средних школ нет никакого логического или педагогического обоснования. Вся история с ликвидацией школ замешана на лжи, некомпетентности, подковерных интригах и полном забвении предвыборных обещаний.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!