Foto: DELFI

Литва переживает последствия серьезного ЧП в Алитусе — на складах компании Ekologistika со старой резиной случился пожар, который всерьез встревожил население. Специалисты опасаются, что вредные вещества, попавшие в атмосферу, могли серьезно навредить окружающей среде и здоровью людей. Фермерам запретили продавать, а населению употреблять в пищу молоко коров из деревень на загрязненных территориях.

Что произошло?

В ночь на 16 октября на территории компании Ekologistika площадью 2000 квадратных метров начался пожар. Пожарные больше суток боролись с огнем, но даже спустя 10 дней после происшествия сгоревшие покрышки продолжали тлеть и загрязнять воздух. Полностью ликвидировать последствия пожара удалось только к 25 октября.

Как сообщает ru.delfi.lt, в течение нескольких дней после пожара в окрестностях фиксировалось значительное повышение загрязненности воздуха опасными веществами. Люди, находившиеся неподалеку от места происшествия, жаловались на слабость, головную боль, першение в горле и тошноту.

Заместитель главы Алитусской больницы Дмитрий Качурин рассказал DELFI, что во время пожара в больницу привезли 14 эвакуированных жителей реабилитационного центра, 5 из отделения опеки и 9 — из отделения по уходу. Двенадцать пациентов поместили в отделение по уходу за пациентами, еще двух — на лечение из-за проблем со здоровьем.

Эвакуация была необходима, поскольку в помещениях реабилитационного центра находились легко воспламеняемые жидкости: стирол, бензол, этанол. Позже результаты исследований выявили в стенах центра загрязнение токсичными газами.

Заведующая приемного отделения больницы им. С.Кудирки Алитусского района Вилма Крушнене сообщила DELFI, что с начала пожара к ним обратились 15 жителей и 5 пожарных. У нескольких человек было диагностировано легкое отравление угарным газом.

Удар по сельскому хозяйству

Специалисты предупреждают, что во время пожара в окружающую среду попало большое количество ядовитых веществ, а последствия этого пожара для здоровья могут проявляться на протяжении нескольких лет.

Впрочем, местные фермеры последствия этого пожара могут ощущать уже сейчас. Как сообщает ru.delfi.lt, 25 октября Государственная продовольственно-ветеринарная служба сообщила, что вредные частицы, попавшие в атмосферу в результате пожара, загрязнили близлежащие деревни, поэтому фермеры не могут продавать молоко местных коров и употреблять его в пищу. Экспертиза показала, что количество диоксинов в этом молоке превышает допустимую концентрацию.

Министр сельского хозяйства Литвы Андрюс Паленис не исключил, что заражению подверглось не только молоко, но и мясо коров из хозяйств, находящихся на загрязненной территории.

"Точно так же утверждены места для забоя скота, где будут исследовать мясо, поскольку вредные вещества скапливаются в жировом слое, только после исследования выяснится, можно ли употреблять в пищу мясо конкретного животного", — рассказал министр.

Паленис пообещал, что государство компенсирует фермерам ущерб, но при этом отметил, что в настоящий момент нет ясности, смогут ли фермеры разводить новый скот на загрязненных территориях.

"Не исключено, что они не смогут заниматься скотоводством [на прежних местах], может быть, придется очищать грунт", — сообщил Паленис, добавив, что на загрязненных территориях находится около 60 молочных хозяйств.

Реакция властей

Накануне в Алитус приехал президент Литвы Гитанас Науседа. Он поблагодарил пожарных и жителей, которые добровольно работали над ликвидацией последствий пожара, но при этом раскритиковал действия ответственных ведомств.

"Мы должны выяснять, почему нет тесного сотрудничества между представителями разных ведомств, почему не идентифицируют нужный уровень опасности, адекватный. Всего этого не было, поэтому сейчас нечего плакать из-за происшествия, — сказал Науседа. — Сейчас важно решить два вопроса — чтобы последствия, сказавшиеся на природе, не коснулись здоровья людей. Второй вопрос — если не дай Бог, что-то такое случится в будущем, неужели будет такое же координирование, спихивание ответственности. Будет ли в будущем ясная координация действий властей и местной власти?"

Когда президента попросили поделиться впечатлениями от последствий пожара, он сказал: "Картина, конечно, апокалиптическая, но мы не на это приехали смотреть, мы приехали выяснить, почему такое случается. С одной стороны, у нас есть люди-герои, которые готовы жертвовать здоровьем, даже может и жизнью, слава Богу, этого не потребовалось. Но система работает плохо".

Мэр Алитуса Нериюс Цесюлис руководил операцией по тушению пожара сам, поскольку так и не получил помощи ответственных ведомств. Он сказал, что в ликвидации пожара и его последствий участвовали все жители города, однако он выразил сомнения в том, что так должно быть.

На вопрос о расследование происшествия мэр сказал: "Я почему-то думаю, что будут расследовать, расследовать, расследовать, а потом пнут специалиста низшего звена, этим все и закончится. Я так чувствую. И никто не будет виноват из руководителей, будет виноват какой-то незначительный специалист, который не позвонил, не сообщил, не передал какой-то код, и все".

Министр окружающей среды Литвы Кестутис Мажейка сообщил, что компания Ekologistika могла хранить на своих складах 2000 тонн покрышек, поскольку у нее было на это разрешение, но, по оценкам специалистов, гореть могли 10 000 тонн покрышек. Мажейка сообщил, что эксперты в настоящее время пытаются понять, почему это могло произойти.

"Компания декларирует покрышки как продукцию, она ее продает, экспортирует. Сейчас ведется анализ, — сообщил Мажейка. — Я думаю, мы увидим и сделаем выводы, вывозили ли ее отсюда, делали ли с ней что-либо, или просто под прикрытием расширяли деятельность".

По информации rus.delfi.lt, 25 октября с места пожара должен был начаться вывоз первых грузов опасных отходов. Согласно плану, горелые покрышки должны вывезти в Шяуляйский район и переработать на станции сжигания опасных отходов.

Заметим, что пожары опасных отходов нередко случаются и в Латвии. Так, летом 2017 года произошло возгорание на нелегальной свалке пластмассового мусора в Слоке. На территории свалки хранилось 23 000 тонн мусора. Свалка горела почти 60 часов, а площадь пожара составила 1,2 гектара. Позже тем же летом в окрестностях аэродрома Спилве в Риге загорелись покрышки.

В марте 2018 года обширный пожар случился на Румбуле. На площади 4,5 гектара горели старые автомобили, размещенные на кладбище машин, покрышки и мусор. В Государственной пожарно-спасательной службе сообщили, что пожар, вероятнее всего, возник из-за поджога старника.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!