Попытки отдельных государств защитить свои компании от иностранных поглощений являются незаконными, считает Уполномоченный Европейского Союза по внутренним рынкам Чарли Макгриви.
По его словам, политика "экономического патриотизма", вокруг которой разгорелось немало споров в рамках ЕС, противоречит законодательству Европейского Союза и ведет к дискриминации.

Фраза "экономический патриотизм" принадлежит французскому премьеру Доминику де Вильпену. Он воспользовался ей, чтобы ответить на обвинения в протекционизме и оправдать поддержку правительства попытке слияния двух французских энергетических компаний: Suez и Gaz de France. Сейчас в Брюсселе рассматриваются подробности планируемой сделки.

Французская фирма Suez стала объектом внимания с целью поглощения для итальянской энергетической компании Enel. По мнению экспертов, предложение в 72 млрд. евро было выдвинуто французской стороной в попытке оградить Suez от иностранного поглощения.

Французский премьер так оправдывает решение Франции: "Независимость наших энергетических источников является для Франции стратегическим вопросом. Это жизненно необходимо для всех французов".

Впервые идея экономического патриотизма появилась во Франции в прошлом году. Тогда просто слухи о возможной покупке иностранной фирмой французского пищевого гиганта Данон вызвали серьезную тревогу в политических кругах страны.

Сегодня Париж оказывает усиленную юридическую поддержку фирмам в 11 секторах экономики, среди которых в том числе и энергетика, чтобы максимально затруднить попытки слияния или поглощения иностранными конкурентами.

Однако согласно правилам ЕС о едином рынке, компании должны иметь возможность инвестировать свои средства там, где они считают целесообразным на пространстве Евросоюза и не подвергаться дискриминации. Чарли Макгриви говорит, что идея "экономического патриотизма" несовместима с законодательством ЕС.

"Если вы говорите о едином рынке, то это подразумевает весь Европейский Союз, — заявил он в интервью Би-Би-Си. — Так что совершенно нелогично говорить о собственной национальной экономической ситуации или экономическом патриотизме".

После многочисленных жалоб итальянских министров на действия французской стороны, Макгриви потребовал от Suez и Gaz de France объяснения их действий. Те настаивают, что вели переговоры о слиянии задолго до появления предложения от итальянской Enel.

Впервые уполномоченный ЕС высказался так прямолинейно о концепции, которая фактически является основой французской промышленной политики. Но только ли Франция виновна в защите собственных экономических интересов? На этой неделе, например, Европейская комиссия начинает судебный иск против Польши.

Варшаву обвиняют в том, что она чинит препятствия иностранным фирмам, которые хотят купить польские. Испания пытается заблокировать попытку Германии купить одну крупную испанскую энергетическую компанию. И это не единственные примеры.

Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу предостерегает против националистической риторики и призывает европейских политиков ответственно подойти к этой проблеме.

"О какой глобализации может идти речь в условиях двадцати пяти мини энергетических рынков? — заявил он. — Так что я советую странам-членам ЕС воздержаться от националистической риторики и придерживаться правил единого европейского рынка".

В США эта проблема стоит не менее остро, чем в Европе. Достаточно напомнить о попытках американских политиков заблокировать покупку фирмой Dubai Ports World из Объединенных Арабских Эмиратов британской компании — оператора шести стратегически важных портов в США.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!