Foto: AFP/Scanpix

"Когда Ангела Меркель стала канцлером Германии в 2005 году, она решила сконцентрироваться на внешней политике, что было необычно. Большинство немецких лидеров обращаются ко внутренним вопросам во время первого срока", — полагает Джуди Демпси — главный редактор проекта Strategic Europe Европейского центра Карнеги (Carnegie Europe).

Автор статьи в американском издании The New York Times отмечает, что Меркель быстро изменила направление немецкой внешней политики, восстановив отношения с Вашингтоном и Варшавой, отказавшись от курса своего предшественника Герхарда Шредера на сближение с Россией и Китаем.

Но Меркель также поставила на повестку дня ценности, отдавая им приоритет. "Когда она приезжала в Россию, Китай или США, она открыто выступала в защиту прав человека, свободы прессы и против пыток", — подчеркивает Джуди Демпси.

Семь лет спустя она ставит интересы выше ценностей. "За исключением жесткой критики в адрес Путина, Меркель гораздо смягчилась… в отношении прав человека", — приводит автор статьи слова Хью Уильямсона, директора отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии.

Главный редактор проекта Strategic Europe отмечает, что валютный кризис в еврозоне повлиял на внешнюю политику Германии двумя путями.

"Во-первых, Берлин больше пытается обсуждать будущее европейской безопасности и военной политики", — пишет она. Автор отмечает общее бездействие ЕС в этом отношении, "и это несмотря на экстраординарные перемены… на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии и несмотря на Нобелевскую премию мира, полученную ЕС в этом году".

Во-вторых, Меркель стремится сохранить рабочие места в Германии. "А это означает, что необходимо обеспечить доступ немецкой промышленности к редкоземельным металлам, которые являются основными компонентами в секторе возобновляемой энергии и при конструировании электромобилей", — рассуждает автор статьи. Китай производит примерно 95% этого сырья, в Казахстане и Монголии тоже имеются значительные его запасы, пишет она. 

Меркель поднимала вопрос о правах человека во всех этих странах, но ее репликам не хватает того рвения, каким они отличались в начале ее срока, считает Демпси.

"Мы можем только надеяться, что, если ее переизберут, она вновь поставит ценности во главу угла. Это имеет значение для репутации Германии", — приводит мнение Уильямсона автор.

"Это также имеет значение для Евросоюза. Он мало что может сделать без поддержки Германии", — заключает эксперт Европейского центра Карнеги.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!