Foto: AFP/Scanpix
Согласно первым выводам следствия, пилот самолета Як-42 с хоккеистами клуба "Локомотив" на борту, который разбился в Ярославле 7 сентября, пропустил так называемую точку отрыва. Ему не хватило взлетно-посадочной полосы, хотя ее длина составляет три километра и позволяет принимать даже тяжелые транспортные самолеты типа "Руслан".

Эксперты восстановили картинку полета. Самолет поднялся в воздух уже в самом конце полосы, цепляя шасси грунт. Очевидцы утверждают, что из-под колес Як-42 уже поднималась пыль. В итоге воздушное судно так и не смогло набрать высоту: оно оторвалось на несколько метров, а потом начало заваливаться на левое крыло.

После этого самолет снес мачту ближнего приводного радиомаяка, расположенную в 450 метрах от конца полосы, и рухнул на берег Волги. При ударе он развалился на части: хвост оказался на берегу, а горящий фюзеляж с пассажирами и членами экипажа — в воде.

Пилоты, которые летают на Як-42, считают, что причиной трагедии могла стать проблема с силовыми установками, неожиданно возникшая при разгоне воздушного судна. При этом до точки принятия решения о взлете двигатели вполне могли работать в штатном режиме максимальной мощности. Летчики предполагают, что, если бы подобное произошло в начале разгона, опытный пилот сбросил бы тягу двигателя и начал бы торможение.

К числу возможных "спонтанных" проблем при взлете пилоты относят, в частности, помпаж, заброс (резкое повышение температуры в двигателях), падение давления масла или топлива, а также попадание в воздухозаборники птиц.

Исходя из того, что пилот не успел никак повлиять на ситуацию, летчики говорят, что, скорее всего, неисправность проявилась, когда скорость уже превысила 200 км/ч. В таком случае самолет, даже начав экстренное торможение, не смог бы остановиться в пределах полосы.

Согласно руководству по летной эксплуатации Як-42, отрыв переднего шасси производится при скорости 215 км/ч. Для набора высоты требуется 420 км/ч, которые, по версии пилотов, неисправные двигатели самолетов уже не вытянули, что и привело к сваливанию на левое крыло.

Летчики считают, что нельзя исключать и версию об ошибке экипажа, который по каким-то причинам проскочил точку безопасного отрыва и решил компенсировать это за счет увеличения тяги двигателей и более крутого подъема, которые Як-42 просто не смог преодолеть.

"Такое (лайнер оторвался от полосы слишком далеко) случается, когда самолет не может набрать необходимую тягу двигателей. Пройдя точку принятия решения, в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку — "поддернул" лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло", — объяснил газете "Известия" эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев.

По его словам, недостаток мощности двигателей также возможен и из-за некачественного керосина — сейчас в аэропортах дефицит топлива. Также двигатель может потерять мощность и из-за попадания птицы в турбину. Среди других возможных причин крушения самолета Гусев называет невыпущенные закрылки или их несинхронную работу.

"В авиации подобные катастрофы называют "лейтенантской ошибкой", свойственной молодым пилотам. Отрыв от полосы самолета при недостаточной мощности двигателя — самоубийство", — поясняет Гусев.

По мнению летчика-испытателя Александра Акименкова, "есть такое понятие, как продолженный взлет и прерванный взлет. Прерванный — когда самолет успевает затормозить на взлетной полосе. Но у них, видимо, падение тяги произошло, когда уже остановить самолет было невозможно. Тяга могла упасть, потому что произошло нарушение работы топливной системы и в итоге снизилась подача топлива в двигатели. Вот летчики и решили уйти продолженным взлетом. Методика такого взлета требует соответствующей подготовки. Рядовых летчиков этой методике не обучают. Поднять самолет они, к сожалению, не смогли".

Версию о слишком долгом разгоне самолета подтверждал и диспетчер аэропорта "Туношна" Арий Новик, который руководил взлетом Як-42. Об этом он рассказал Life News.

"Командир запросил взлет, я дал разрешение, — приводит издание слова 38-летнего диспетчера с 12-летним стажем работы. — После этого командир должен был выйти на связь, когда наберет 200-метровую высоту, но он до нее просто не долетел". По словам Новика, ни о каких проблемах командир судна не сообщал — все шло в штатном режиме.

"Як-42 начал разбег в 16:00 по московскому времени, — уточнил диспетчер. — И уже буквально через минуту рухнул, оторвавшись метров на десять от земли. Он переехал точку отрыва на ВПП, проехал еще несколько десятков метров, выехал на грунт, с которого взлетел. И через долю секунды завалился на левый бок и рухнул".

Ранее источник в авиационной отрасли заявил, что причиной катастрофы, помимо отказа техники, могла стать и заправка некачественным топливом.

Первыми к горевшим останкам самолета прибежали местные жители, одному из которых удалось вытащить из воды выжившего бортмеханика Александра Сизова. У него был перелом правого бедра и правой ноги. Скальпированная рана головы и ожоги лица. Он был в состоянии болевого шока и ничего не говорил. Жители оказали ему первую помощь и отправили на подъехавшей из Ярославля "скорой" в больницу.

Еще одного выжившего, нападающего "Локомотива" и сборной России Александра Галимова, подобрал местный рыбак и на моторной лодке повез в Ярославль. Получивший множественные травмы и ожоги 80% поверхности тела хоккеист был прооперирован, но его состояние остается крайне тяжелым.

По рассказам местных жителей, которые первыми оказались на месте ЧП, крушения произошло очень быстро — никто даже не успел достать жилеты или маски. Самих жилетов тоже на воде не было, плавали лишь кресла, обшивка и трупы.

На данный момент специалисты пока не нашли бортовые самописцы самолета Як-42. Когда их обнаружат, то доставят в Москву в лабораторию МАК для расшифровки, передает "Интерфакс".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!