Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить трем чеченкам почти 200 тысяч евро компенсации — это рекордная сумма за один день работы суда в Страсбурге.
Дело в том, что в четверг суд рассматривал сразу три дела против России: иски Елены Гончарук, Хееди Махаури и Петимат Гойговой. Суд постановил, что в этих случаях были нарушены несколько статей Европейской конвенции по правам человека — о праве на жизнь, на эффективную правовую защиту и на справедливое судебное разбирательство, сообщает "Эхо Москвы".

По статистике Россия является источником каждого 5 дела в Европейском суде по правам человека, причем большинство жалоб поступает из республик Северного Кавказа. Среди тех, которые сейчас находятся на рассмотрении в Страсбурге — 200 дел пришли именно из Чечни.

Как сообщает "Кавказский узел", по делам "Гончарук против России" и "Махаури против России" представляли юристы Правозащитного центра (ПЦ) "Мемориал" и Европейского Центра защиты прав человека (EHRAC, Лондон), по третьему делу "Гойгова против России" — юристы Проекта "Правовая Инициатива по России",

"Эхо Москвы" подчеркивает, что это рекордная компенсация для подобных дел.

Две заявительницы — жительницы Старопромысловского района Грозного, случайно выжившие в ходе "зачистки" города федеральными войсками в январе 2000 года. У третьей заявительницы в ходе "зачистки" были убиты родственники.

Правозащитники отмечают, что бомбардировки и обстрелы города начались в сентябре 1999 года, блокирован федеральными силами он был в начале декабря. Безопасные коридоры для выхода из Грозного обеспечены не были, и десятки тысяч людей не рискнули покидать его под обстрелами. Старопромысловский район, вытянувшийся вдоль шоссе на десятки километров, был первым взят под контроль российскими военнослужащими. В течение нескольких недель января военными были убиты десятки остававшихся в своих домах жителей. Несколько свидетелей выжили после расстрела и смогли рассказать о случившемся.

Гончарук и Махаури были свидетелями массовых расстрелов мирных жителей российскими военными, причем сами чудом избежали смерти. У Гойговой во время той же зачистки погибли несколько родственников.

Представители России утверждали, что не существует никаких доказательств того, что убийства были произведены именно российскими военнослужащими — военная прокуратура таких фактов не выявила.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!