Фото: AFP/Scanpix

Необходимость экономии бюджетных средств в условиях острого кризиса задолженности заставляет страны НАТО рачительнее обходиться с имеющимися средствами, что предусмотрено новой концепцией "изящной обороны".

Аналитики вашингтонского института национальной обороны (National Defense University, NDU) еще в 2010 году отмечали, что после окончания "холодной войны" альянс фактически постоянно находится в состоянии трансформации.

Начиная с 1999 года, в НАТО как минимум семь раз меняли доктрину и цели блока, приводя их в соответствие с требованиями времени. Разработанные новые концепции, такие как CDI, PCC или NRF, были призваны повысить действенность совместного потенциала и отточить профиль НАТО. С такой задачей, считают авторы доклада, организация справилась, и в итоге "ее вооруженные силы стали в важных сферах более эффективными".

Аналитики NDU пришли к выводу, что НАТО предстоит наращивать темп реформ с тем, чтобы повысить отдачу от тех средств, которые страны-члены выделяют на оборону.

"Как добиться этого в период постоянно низкого экономического роста и даже при сокращении оборонных бюджетов?" — спрашивали авторы доклада еще в 2010 году. С тех пор экономическая ситуация в большинстве стран НАТО лучше не стала, а наоборот, только ухудшилась.

На решение именно этой дилеммы нацелена новая натовская концепция "изящной обороны" — Smart Defense. Она предусматривает объединение военных потенциалов, выработку общих приоритетов и усиленное "разделение труда" государств НАТО.

Это не обычные меры экономии, считает директор исследований натовского института Defense College в Риме Карл-Хайнц Камп, а фактически радикальная смена парадигм при расчете оборонных бюджетов. "В конечном счете, вопрос не в том, где иметь военно-воздушные силы, пару танков тут или там, — пояснил он. — Вопрос в том, как сделать военную модель иной, но вместе с тем эффективной". По мнению эксперта, еще далеко не все в НАТО осознали, насколько серьезная сложилась ситуация.

Еще в прошлом году незадолго до ухода со своего поста шеф Пентагона Роберт Гейтс нарисовал весьма мрачную картину положения в Североатлантическом альянсе. Он подчеркнул, что на долю одних только США приходятся две трети всех военных расходов в НАТО, и добавил, что из всех 28 членов блока только пять стран — США, Великобритания, Франция, Греция и Албания — выполняют провозглашенную в НАТО цель выделять на оборону сумму в два процента от национального ВВП.

Но ввиду до сих пор непреодоленного кризиса задолженности и эти пять стран более не способны нести такие расходы. Во всех приняты решения о сокращении оборонных бюджетов. За ними, скорее всего, последуют и дальнейшие меры экономии.

Такая экономия рискует подорвать в первую очередь военные способности НАТО. Ведь до сих пор государства альянса всегда могли в крайнем случае рассчитывать на американского союзника с его военной мощью. Ситуация может измениться, причем, не только вследствие сокращения оборонного бюджета США, указывает заместитель директора исследовательского центра Rand Europe в британском Кембридже Ханс Панг.

"Я думаю, вторая причина, никак не связанная с экономическим кризисом, это — однозначная переориентация вооруженных сил США на азиатское направление", — заявил он. По его мнению, это, вероятно, означает, что впредь в НАТО не смогут столь же легко, как в прошлом, задействовать американский военный потенциал.

Чтобы при таких экономических и стратегических условиях сохранить статус-кво или даже нарастить свои возможности, НАТО необходимо в полном объеме реализовать концепцию Smart Defense. С учетом перехода на новую стратегическую доктрину это означает кардинальную перестройку альянса, считает Карл-Хайнц Камп из института Defense College.

Тогда, указывает он, не останется места и для национальных "священных коров": придется отказаться от существующих параллельных структур, расширить нишевую специализацию, объединить имеющиеся ресурсы и совместно принимать решения о сокращениях военных расходов. И все это надо не только координировать, но и обеспечивать преемственность.

В результате, считает Камп, НАТО станет совершенно другой организацией. "Общая численность вооруженных сил значительно уменьшится, но увеличится число соединений, находящихся в состоянии боевой готовности, — предсказывает эксперт. — Физическое присутствие военных в странах НАТО станет менее зримым".

Успешной концепция Smart Defense будет лишь в том случае, если удастся изжить иждивенчество некоторых государств, которые экономят на оборонных расходах, полагаясь на союзников. Растущие внешние вызовы должны убедить всех без исключения в необходимости вносить свой адекватный вклад в сохранение эффективности НАТО и в будущем.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !