Foto: Reuters/Scanpix
В Москве начался демонтаж 97 объектов самовольного строительства, что вызвало бурное обсуждение в российских СМИ. В Кремле поддержали решение московских властей о массовом сносе ларьков и других торговых точек.

"Эти гадюшники не имеют отношения к так называемому малому бизнесу, поскольку, как правило, являются рассадниками криминала и антисанитарии. Любой бизнес, будь то малый или крупный, должен прежде всего быть цивилизованным", — заявил глава администрации президента РФ Сергей Иванов.

По его мнению, на месте сносимых киосков возводить ничего не надо, а территориям должен быть возвращен исторический облик, а "новые скверы и свободные пространства Москву только украсят", передает РИА "Новости".

В свою очередь, мэр Москвы Сергей Собянин назвал права собственности на ларьки и торговые площади "самостроем", "жульническими бумажками". По словам Собянина, сносятся строения, которые были сооружены в основном в 90-е "при явном попустительстве либо содействии чиновников".

Как сообщалось, массовый снос так называемого самостроя начался в Москве в ночь на 9 февраля. В общей сложности было снесено 97 объектов из 104, среди которых торговый центр "Пирамида" на Тверской улице, а также торговые павильоны у станций метро "Сухаревская", "Сокол", "Таганская", "Кропоткинская", "Чистые пруды" и другие.

В постройках располагались магазины, кафе и салоны связи. Павильоны были возведены без специальных разрешений, без архитектурной проработки, часто с нарушением градостроительных норм. Например, на участках, где архитектурные ансамбли предполагали наличие открытых пространств. Многие постройки возводились в недопустимой близости от проезжей части, городских коммуникаций и вестибюлей метро.

В декабре прошлого года правительство Москвы утвердило перечень построек, подлежащих сносу в первую очередь. Включенные в этот список сооружения будут демонтированы до конца февраля. После сноса участки, на которых находились эти объекты, обещали благоустроить.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков считает ошибочным массовый снос торговых павильонов. По его словам, у нынешней московской мэрии борьба с ларьками стала "какой-то идеей фикс". "Многие люди, которые работают в таких ларьках, заложили свои квартиры, у многих из них нет больших денег. К ним, да и вообще к малому бизнесу, нужно относиться по-другому", — считает Лужков.

Инициатива сноса торговых павильонов вызвала протест владельцев, не готовых лишиться прибыли. Собственники пытались оспорить решение властей через суды. Бизнес-омбудсмен Москвы Михаил Вышегородцев посоветовал владельцам ларьков судиться с городом.

Эксперты в целом одобрили решение московских властей, сообщает Lenta.ru. Архитектор и урбанист Андрей Иванов отметил, что "к каждой территории надо относиться по-своему. Например, около "Чистых прудов" правильно было снести павильоны, а бульвар у "Кропоткинской" был вполне органично застроен большими зданиями. Это решение, немножко тоталитарное, такое же было и при формировании пешеходных улиц".

Павел Тигер, генеральный директор и партнер компании "Институт развития территорий" отмечает, что "снос палаток и превращение ретейла в более цивилизованный вид — это правильная тенденция. Другое дело, что, например, в европейской практике есть небольшие палатки, которые продают цветы, воду — они городу нужны. Здесь же речь идет скорее о точках общепита, еда в которых не всегда качественная".

"Первая волна сноса началась через год после того, как пришел Собянин. Тогда сносили ларьки у метро, всякие сосисочные, чебуречные — это наверное правильно. Сейчас мы говорим уже не про отдельно стоящие киоски, а про павильончики. Возможно, все сносить не стоит. Например, павильоны, где продают цветы, упаковка подарков — их можно оставить", — сказал он.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!