Foto: AFP/Scanpix/LETA

Во вторник, 19 декабря, Германия вспоминает жертв теракта, совершенного год назад на рождественском базаре в Берлине. В результате нападения террориста, использовавшего грузовик, погибли двенадцать человек, более 70 получили ранения.

Накануне первой годовщины теракта канцлер ФРГ Ангела Меркель встретилась с пострадавшими и родственниками погибших на Брайтшайдплац. О подробностях этой встречи, эмоционально тяжелой и, похоже, самой сложной за год для Меркель, не сообщается. Официальный представитель правительства Штеффен Зайберт заявил ранее, что ее цель — выслушать друг друга, возможно, это позволит вместе сделать выводы.

В начале декабря родственники и близкие жертв теракта пожаловались в открытом письме на отсутствие сочувствия со стороны политиков и на поведение властей, в частности на то, что за 12 месяцев Меркель ни разу лично не встречалась с ними. По словам Зайберта, приглашение в ведомство федерального канцлера, однако, было разослано задолго до публикации послания с этой критикой. "Мне известно, что некоторые ждали подобной встречи гораздо раньше", — призналась и Ангела Меркель незадолго до начала приема.

Как подсчитать размер компенсации?

На минувшей неделе уполномоченный правительства по делам пострадавших от теракта Курт Бек рассказал, что ведомство канцлера постоянно информируют о настроениях среди родственников жертв теракта в Берлине. Начиная с марта Бек, бывший премьер-министр федеральной земли Рейнланд-Пфальц, занимался проблемами, с которыми сталкивались близкие погибших и пострадавшие, а также вопросами компенсаций. Напомнив об этом, канцлер ФРГ подчеркнула, что для нее важно еще раз указать, "насколько мы сочувствуем родственникам жертв и раненым".

Представляя заключительный отчет о своей деятельности, Курт Бек отметил крайнюю необходимость внесения изменений в закон о компенсациях жертвам терактов, но и указал на сложности при выплатах: "Как должен исчисляться размер такой компенсации?" В качестве примера он рассказал об одном из получивших ранения, который остался инвалидом на всю жизнь.

Из специального фонда помощи уже выплачено существенно больше 300 тысяч евро. Предположительно, эта сумма еще возрастет, в том числе за счет пенсий пострадавшим. Но, по словам Бека, очень непросто сравнивать нынешний случай с другими.

Осуществлением программы помощи пострадавшим занимаются самые разные ведомства, важную роль при этом играет министерство юстиции. По словам его руководителя Хайко Маса, на данный момент выплачено около двух миллионов евро. Однако пройдет еще какое-то время, пока будет установлено, насколько оправданы требования о выплате пенсий или компенсаций, к примеру, из-за профессиональной нетрудоспособности. Поэтому правительству важно, чтобы пострадавшим и их родственникам очень быстро могла быть оказана масштабная прямая помощь.

Это ни в коей мере не сможет компенсировать боль утрат, но по крайней мере окажет поддержку, когда речь идет о последствиях подобного нападения. В этой связи уполномоченный по делам пострадавших Курт Бек назвал также владельцев киосков на рождественском рынке на Брайтшайдплац. Они получают компенсацию в размере примерно двух третей стоимости восстановления разрушенных киосков и товаров.

Еще одна встреча с пострадавшими

Бундестаг с пониманием отнесся к предложениям Бека и уже инициировал внесение поправок в закон о компенсациях. При этом уполномоченный правительства надеется на то, что они будут иметь обратную силу и распространяться на затронутых в результате теракта в Берлине, а также рассчитывает в этом на поддержку канцлера. "Мы будем улучшать ситуацию там, где ее следует улучшить", — пообещала глава правительства ФРГ.

После окончания почти трехчасовой встречи в ведомстве федерального канцлера стало известно, что осенью 2018 года Меркель намерена вновь пригласить к себе близких жертв и самих пострадавших.

Мать террориста готова встретиться с матерями погибших

В то же время и мать совершившего теракт тунисца Аниса Амри выразила в интервью DW готовность встретиться с матерями погибших на рождественском базаре в Берлине. "Я сама мать, потерявшая сына, и моя боль растет каждый раз, когда я вспоминаю, что мой собственный сын несет ответственность за смерть детей других матерей", — заявила Нур Аль-Худа Хассани в телефонном интервью 18 декабря.

По словам живущей в Тунисе женщины, ее сын стал террористом после "промывки мозгов". Она призналась, что испытывает невыносимую боль от происшедшего. Отвечая на просьбу встретиться, выраженную в письме матери одного из погибших при теракте, Нур Аль-Худа Хассани подчеркнула, что "никогда" не будет отказываться от такой личной встречи.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!