Foto: AP/Scanpix/LETA

Михаил Ходорковский в интервью швейцарской газете Le Temps рассуждает о том, кто попытался убить бывшего российского агента Сергея Скрипаля и какова возможная роль Владимира Путина в этом деле.

"Я не стал бы преувеличивать значение этого события. Никто в России не знает, кто такой Скрипаль. Значение отравления действительно понятно лишь сотрудникам спецслужб.

В советский период шпионы очень редко переходили к неприятелю. С тех пор число перебежчиков сильно увеличилось. И тогда они начали их убивать. Это очень ясный месседж, который говорит: "Вы никогда не ускользнете от спецслужб", — сказал Ходорковский в интервью для Эрика Альбера.

"Пока расследование не закончено, невозможно быть уверенным в том, что отравление исходит от России. Но при Сталине Россия разработала множество ядов. В Москве была специальная лаборатория, которая этим занималась, — пояснил собеседник издания. — При этом выбор нервно-паралитического газа "Новичок" против Сергея Скрипаля является ясным сигналом, как и применение радиоактивного полония против Александра Литвиненко в 2006 году".

"Если ударяться в крайности, то, с одной стороны, можно предположить, что Путин напрямую отдал приказ устранить Скрипаля. Это представляется мне маловероятным. С другой стороны, какой-то российский орган мог действовать совершенно самостоятельно. Это тоже кажется мне маловероятным. Между этими двумя крайностями существует множество серых оттенков", — полагает олигарх.

"Я сам известный оппозиционер, Путин меня не любит, но я не боюсь, что такое случится со мной", — сказал Ходорковский в интервью Le Temps.

"Я беспокоился гораздо сильнее, когда был убит Борис Немцов. Я узнал тогда, что был в списке, включавшем четырех человек. Мне об этом сообщили, так сказать, "полуофициально". После этого разразился огромный скандал, и, чтобы замять дело, список был аннулирован. В том списке также была Ксения Собчак", — вспомнил оппозиционер.

"Проблема исходит от окружения Путина, от его "свиты". Это преступная группировка. Речь идет как минимум о сотне человек, им помогают еще 1500-2000 человек. Конечно, правительство их покрывает, однако оно стоит отдельно от этой группировки", — утверждает Ходорковский.

"Для борьбы с ними надо использовать тот же метод, который применяется против преступных банд. Необходимо провести расследование и раскрыть, кто и чем в точности владеет, у кого есть банковские счета, на их имя или на имя их друзей, и т.д.

Тот способ, которым действовало французское правительство против Сулеймана Керимова (арестованный в Ницце в ноябре 2017 года олигарх подозревался в приобретении нескольких роскошных вилл за наличные, ему был запрещен выезд за пределы французской территории), вполне приемлем. Он является сенатором (с дипломатическим паспортом), однако французские власти не обратили на это внимания, что вполне нормально: человек прогуливался с чемоданами, полными денег!" — заявил Ходорковский.

"Экономические санкции накажут 150 миллионов россиян, в то время как они должны быть направлены на сотню человек, — указывает собеседник издания Le Temps. — Более того, с политической точки зрения санкции могут оказаться позитивными для Путина, который, чтобы продержаться у власти, нуждается в конфронтации с Западом. Если бы я был американским президентом, я потребовал бы у ФБР провести расследование по кремлевским преступникам. Когда виновные будут установлены, существует много юридических инструментов. И огромное число законов против отмывания денег и коррупции".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!