Foto: AP/Scanpix
Ирак — это именно та страна, новости которой в последние десятилетия представляют собой смесь сводок с фронта и сообщений об очередном теракте. Только на днях весь мир отмечал 10 лет с начала американского вторжения в Ирак — оно началось 20 марта 2003 года. А до этого была восьмилетняя война с Ираном (1980-1988), война в Заливе в 1991 году, Гражданская война в Курдистане.

Ирак — это именно та страна, новости которой в последние десятилетия представляют собой смесь сводок с фронта и сообщений об очередном теракте. Только на днях весь мир отмечал 10 лет с начала американского вторжения в Ирак — оно началось 20 марта 2003 года. А до этого была восьмилетняя война с Ираном (1980-1988), война в Заливе в 1991 году, Гражданская война в Курдистане…

Словом, в последние 30 с хвостиком лет, Ирак только и делал, что воевал — с соседями, с Америкой, с самом собой, наконец. Неудивительно, что сейчас, не смотря на наличие значительных доказанных запасов нефти в мире, страна представляет собой не самое лучшее место для жизни и это мнение разделяют почти полтора миллиона человек, которые с начала военного конфликта покинули страну, перебравшись в основном в Турцию, Иран и Сирию.

Впрочем, в Ираке тоже были свои "золотые века" и было это, по меркам человеческой жизни, не так давно. Но сначала — традиционная справка.

Краткая справка:

Ирак (Республика Ирак)
Столица — Багдад
Численность населения — 31,858 млн человек
Средняя продолжительность жизни — 69 лет (для мужчин) и 72 года (для женщин)
Средний возраст населения — 21,1 лет
ВВП (номинальный) — 130,6 млрд долларов
Безработица — 16%
За чертой бедности живет 25% населения страны

Foto: AFP/Scanpix

Последние лет 500 своей многовековой истории Ирак практически постоянно находился под властью кого-то более сильного и влиятельного, чем местные власти в Багдаде. С середины XVI века до конца XIX, например, Ирак был частью Османской империи, хотя и пользовался определенной свободой действий — уж очень далеко от столицы империи находился Багдад.

В начале XX века контроль над Ираком попыталась получить Великобритания, и в 1918 году ей это удалось. Как государство Ирак был создан в 1920 году, а в апреле этого же года Лига Наций выдала Великобритании мандат на управление недавно созданной страной.

Через год в Ираке было провозглашено королевство во главе с эмиром Фейсалом, в стране была установлена конституционная монархия с двухпалатным парламентом, очень напоминающая по своему устройству старую добрую Англию с поправкой на ближневосточный менталитет. Однако реальная власть все равно оставалась в руках британцев. Объяснялось это довольно просто — в стране, обладающей просто "неприличными" запасами нефти, ее добычу контролировала англо-франко-американская компания Turkish Petroleum Company. Соответственно, она имела возможность непосредственно влиять на положение в Ираке, уж слишком многое было завязано здесь на нефтяные доходы.

К началу 50-х годов в Ираке наступил "золотой век" для вполне определенных слоев населения, главным образом с доходами сильно выше среднего. Для них Ирак был просто таки сказочной страной: здесь действовал основной закон, обеспечивающий гражданам страны определенные права; в Ираке проводились выборы; в прессе соблюдалась относительная свобода слова; существовала рыночная экономика и регулярно по всей стране появлялись государственные средние школы. Некоторые в оценках этого "рая на земле" заходят так далеко, что даже утверждают, будто в 1950-е годы Ирак был именно тем местом, куда каждый хотел бы вернуться. Правда, эти люди забывают дописать, что все эти возможности в Ираке существовали исключительно для людей с деньгами.

Средний класс, не говоря уже о самых бедных слоях населения, ютился в трущобах и испражнялся в Тибр. Детская смертность составляла 250 детей на тысячу родившихся, еще 50% детей умирали в возрасте до 10 лет. Но богатое население Ирака всего этого не видело. Впрочем, верхушка тогдашнего багдадского общества, развлекавшаяся в свободное время охотой на лис, не успела насладиться всеми прелестями нефтяной державы — в 1958 году группа "Свободные офицеры" свергли монархию и убили 23-летнего короля Фейсала II.


Foto: AP/Scanpix

Следующий по счету — но уже для более широких слоев населения — "золотой" век наступил в 70-х годах XX века. Средства, которые страна зарабатывала на своих основных полезных ископаемых — нефти и газе — были поистине огромными. С их помощью можно было не только набивать карманы верхушке страны, к которой именно в тот момент подбирался печально известный Саддам Хусейн, но и пускать их в большом количестве на развитие промышленности и энергетики.

Второе рождение получила социальная сфера: власти попытались сделать все возможное для того, чтобы повысить грамотность населения, а также максимально облегчить условия жизни, в том числе и с помощью медицины. Всеобщее бесплатное образование позволило сократить число безграмотного населения в Ираке с 70% до 30%.

Активно шло строительство электростанций, водопроводов и системы канализации. В стране была ликвидирована система крупного землевладения, и наделы получило множество крестьян. Кроме того, Ирак продолжал активно строить дороги и проводить электричество — даже в самые недоступные регионы страны.

В итоге, к началу 80-х годов уровень жизни в Ираке по сравнению с большинством окружающих государств был исключительно высок, и, наряду с Египтом, он стал одним из наиболее развитых арабских государств. Другое дело, что продлилось это благополучие совсем недолго.


Foto: AP/Scanpix

Вся экономика страны, все то, что развивали и поддерживали власти Ирака на свои же нефтяные деньги, было пущено по ветру после того, как пришедший, наконец, совершенно официально к власти Саддам Хусейн решил объявить войну соседнему Ирану. Не в последнюю очередь из-за желания стать лидером всего арабского мира.

В итоге — восемь лет безуспешной войны с Ираном, по итогам которой обе страны объявили о том, что именно они стали победителями в этом вооруженном конфликте. Для Ирана этот конфликт закончился потерей порядка 500 млрд долларов и серьезными проблемами в финансовой области.

Для Ирака военные действия закончились огромной задолженностью перед рядом арабских государств, которые, хоть и выступили в ирано-иракской войне на стороне Багдада, не стремились прощать ему (Ираку) эту задолженность.

Так, например, долг Ирака Кувейту составил 14 млрд долларов, что отчасти стало причиной начала Войны в Заливе в 1990 году, когда Ирак вторгся в Кувейт и объявил его 19-й провинцией страны. Это вторжение получило резко негативные отзывы со стороны мирового сообщества и введение экономических санкций, что еще больше ухудшило и без того плачевную экономическую обстановку в стране, которая была должна всем и сразу.


Foto: AP/Scanpix

Последней "каплей", если так можно выразиться стало вторжение войск НАТО в Ирак. Его причиной которого стало якобы наличие у Ирака "оружия массового поражения", после чего говорить о какой-либо экономике в стране стало практически бессмысленно. Промышленность в стране была полностью парализована, торговать стало нечем, да и не с кем — "мировое сообщество" позаботилось о том, чтобы у Ирака не осталось торговых партнеров.

После прекращения активных военных действий и, не смотря на то, что в стране официально все еще продолжалась война, в Ираке началось некоторое восстановление экономики, замедленное только мировым экономическим кризисом 2008-2009 годов.

Сельское хозяйство, которое до ирано-иракской войны 1980 года обеспечивало страну продуктами, пострадало больше всего. Война не только разрушила посевы, но и здорово "проредила" ряды крестьян, которые занимались выращиванием продовольственных продуктов.

При этом основными локомотивами экономики Ирака продолжили оставаться нефть и газ: страна располагает третьими в мире разведанными запасами углеводородов. Большая часть нынешнего экспорта государства приходится на нефтедобычу. Добыча же природного газа после нескольких военных конфликтов подряд была практически сведена к нулю из-за повреждений инфраструктуры.


Foto: AFP/Scanpix

Несмотря на то, что экономика страны значительно пострадала во время всех этих долгоиграющих войн, Ираку невероятно повезло. Причем это везение почти никак не зависит от человеческого фактора, все дело в волшебных полезных ископаемых, которые щедро представлены на территории государства.

Если бы не они, то страну постигла бы участь всех тех беднейших государств планеты, у которых нет ничего, что могло бы хоть как-то облегчить их судьбу и способствовать выведению из кризиса их экономики.

Но у Ирака есть нефть, и есть газ, а еще власти страны оказались настолько прозорливыми, что не только позволили иностранным компаниям разрабатывать месторождения на территории страны, но и "застолбили" в каждом из них государственную долю (25%). Это позволило официальному Багдаду не только обеспечивать поступления в государственный бюджет страны (доходы от добычи нефти и газа составляет свыше 90% бюджета), но и гарантировать качественную разработку месторождений, а также занятость людей в тех областях, где ведется добыча.

Именно поэтому южные территории страны, где сосредоточено большинство месторождений нефти, испытывают гораздо меньше проблем с восстановлением экономики и инфраструктуры региона. Кроме того, большинство населения в этих местах вместо того, чтобы слоняться по улицам без дела или, наоборот, сидеть по домам и бояться за свою жизнь, работают и стремятся обеспечить свои семьи.


Foto: AFP/Scanpix

Второй частью страны, выбирающейся из экономической ямы быстрее остальной части Ирака, является иракский Курдистан. Здесь сложилась несколько другая ситуация, в основе которой лежит крайне слабое влияние Багдада на то, что на самом деле происходит на этих землях. Независимость провинции, которая де-юре имеет статус широкой автономии, а по факту практически не подчиняется центральной власти страны, позволяет ей устанавливать на своей территории такие правила, которые в любом другом месте Ирака вызвали бы, как минимум, недоумение.

Например, с молчаливого согласия центральных властей, в Курдистане при въезде в Ирак со стороны Турции у иностранцев не требуют визу, хотя во всех остальных местах это является не только необходимым, но и стоит денег. Кроме этого, курдский пограничный штамп о въезде в страну дает иностранцам право в течение 10 дней находится в любом месте Ирака за пределами Курдистана. Естественно этим пользуется значительное число коммерсантов, особенно турецких, которые активно налаживают бизнес-контакты со своими иракскими коллегами.

Все это позволяет Ираку — как властям страны, так и обычным жителям — надеяться на то, что со временем государство все-таки сможет выбраться из той тяжелой экономической ситуации, в которую ее загнали непомерные амбиции Саддама Хусейна и 30 лет практически непрерывных войн.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!