Foto: NATO ISAF

Афганские талибы заявляют, что пустили в ход спецотряды для все ужесточающейся борьбы с боевиками группировки "Исламское государство" (ИГ), которое составляет конкуренцию движению "Талибан".

Снискав себе сторонников во многих странах, ИГ поставила под вопрос доминирование талибов в регионе, где орудует множество местных и иностранных экстремистских группировок, и их монополию на ведение вооруженной борьбы.

Кто же побеждает в войне среди экстремистов? Сколько спецотрядов талибов воюют против "Исламского государства"?

Согласно источникам среди талибов, их отряды особого назначения, ставшие частью специального боевого крыла, были созданы в начале октября этого года и насчитывают более 1000 бойцов. Они лучше подготовлены и экипированы, чем обычные отряды талибов, их главная цель — разгромить ИГ.

Бойцов в спецотряды отбирали очень тщательно, основываясь на их боевых качествах и опыте. Они действуют во всех провинциях, где есть присутствие ИГ или куда она потенциально может прийти, включая провинции Нангархар, Фарах, Гильменд и Забуль.

Спецотряды будут бороться с ИГ где угодно, предоставив остальным талибам противостоять афганской армии и международному контингенту.

Сколько боевиков было убито?

Когда "Исламское государство" задумало проникнуть в Афганистан, главари талибов по-тихому отдали распоряжение своим командирам противостоять "гостям" всеми возможными способами.

С апреля между талибами и джихадистами ИГ произошло множество столкновений: одни пытались завладеть территориями, другие бились, чтобы их удержать.
Целью талибов стали отдельные отряды ИГ, ведомые полевыми командирами, которые в прошлом сами сражались в рядах талибов, но разочаровались в движении, а также различные группировки боевиков из Пакистана и Узбекистана.

Основные бои с многочисленными потерями с обеих сторон проходят на территории провинций Нангархар, Гильменд, Фарах и Забуль. Точных данных нет, но считается, что с октября спецотряды талибов убили десятки боевиков ИГ.

На счету ИГ примерно столько же талибов, убитых в основном в Нангархаре. Боевики "Исламского государства" выискивают талибов, где только возможно, и уже много раз устраивали им засады. В начале этого года джихадисты ИГ обезглавили десять талибов в провинции Нангархар.

В июне негласный губернатор провинции из рядов талибов Мавлави Мир Ахмад Гюль был убит в Пешаваре. Есть основания полагать, что за этим убийством стоит ИГ.

Между тем похоже, что ИГ по большей части выбито из южных и западных районов Афганистана, однако небольшие группы продолжают действовать на востоке страны, где и расположен Нангархар и еще одна провинция, Кунар.

Лакомым куском для "Исламского государства" является север Афганистана. Там джихадисты хотят установить базы для соединения с узбекскими, таджикскими, чеченскими и уйгурскими боевиками, и получить возможность свободно пересекать международные границы.

Когда началась борьба?

Группировки объявили друг другу войну в январе 2015 года, после того как ИГ заявило о создании своей ячейки в Великом Хорасане — так в старину назывался Афганистан и граничащие с ним районы Пакистана, Ирана и Центральной Азии.

Тогда впервые "Исламское государство", воюющее в основном в Сирии и Ираке, официально вышло за пределы арабского мира.

ИГИЛ, или "Даиш" — название, происходящее от акронима в арабском написании, — стало первой крупной радикальной группировкой, без почтения отнесшейся к авторитету основателя движения "Талибан" Муллы Мухаммада Омара, которого талибы называют амиром Исламского Эмирата Афганистан.

В свое время главари "Аль-Каиды" находили укрытие возле лидера талибов и признавали его авторитет. Но ИГ встала в оппозицию и громко об этом говорила, делая заявления и выпуская пропагандистские видеоролики, в которых ставила под сомнение легитимность движения "Талибан" и обвиняла талибов в продвижении интересов межведомственной разведки Пакистана (ISI).

Талибы жестко ответили, призвав ИГ не создавать "параллельный джихадистский фронт". В открытом письме главарю ИГ Абу Бакру аль-Багдади от 16 июня талибы предупредили, что будут вынуждены "защищать все, чего они успели достичь".

Неделю спустя в ответном послании, написанном главным предствителем ИГ Абу Мухаммадом аль-Аднани, организация указала всех своих оппонентов в Хорасане, Ливии и Сирии и обвинила их в преступлениях против религии. Боевикам ИГ было приказано действовать "беспощадно и без капли сострадания" по отношению к тем, кто "не покаялся и не вступил в Халифат".

Насколько это серьезно для талибов?

Никогда раньше доминирующие позиции талибов не подвергались таким прямым нападкам со стороны других боевиков. Они столкнулись с настоящим кошмаром — массовым дезертирством своих кадров под знамена ИГ. Чтобы справиться с этой ситуацией, талибы бьют по противнику с двух фронтов — на поле боя и по части идеологии.

"Исламское государство" проводит агрессивную кампанию по набору в свои ряды новых бойцов, ориентируясь в основном на командиров из других группировок, которые были либо изгнаны за что-либо своими прежними главарями, либо исполняют весьма скромные роли в своих отрядах.

При этом ИГ использует в своих интересах подковерную борьбу, происходящую в рядах талибов и ставшую особенно заметной после того, как в связи со смертью в июле этого года Муллы Омара новым лидером движения был назначен Мулла Ахтар Мухаммад Мансур. Вследствие этого в ноябре от движения "Талибан" откололась группировка несогласных, которая, впрочем, тоже заявила о своем неприятии ИГ.

Множественные источники финансового благополучия ИГ тоже служат приманкой. Многих, особенно молодых безработных людей, привлекает зарплата в 500 долларов в месяц. Будущее "Исламского государства" в Афганистане также прочно связано с успехами организации в Сирии и Ираке, где ей удалось взять под контроль обширные территории.

Однако многие боевики пребывают в состоянии "поживем — увидим" или же слишком опасаются ответных мер со стороны талибов, чтобы открыто присягнуть на верность ИГ.

То, как будет развиваться ситуация, во многом будет зависить от отдельных представителей военного командования Пакистана, которых обвиняют в поддержке талибов.

В чем разница между ИГ и талибами?

Между двумя организациями существует несколько идеологических и культурологических различий.

ИГ — панисламская организация, стремящаяся к созданию единого политического образования, которое бы включало в себя все мусульманские страны и территории, и ради достижения этой цели готовая вести повсеместный джихад всемирного масштаба.

Талибы заявляют, что их видение мироустройства касается только Афганистана. Их главная цель — "очистить Афганистан от иностранной оккупации", что подразумевает немедленный вывод всех международных сил с территории страны.

Объявляя о создании "всемирного халифата", лидер ИГ аль-Багдади требует лояльности от всех мусульман мира. Видео, распространенное в мае ячейкой ИГ в Хорасане, несет в себе категорический посыл о том, что в мире не может быть двух халифов, и при наличии одного признанного другой должен быть устранен.

Существуют также различия в области богословия. Талибы — приверженцы консервативной аскетичной ветви ханафитов, принадлежащей суннитскому течению в исламе, которое исповедует большинство жителей Афганистана. Талибы также с почтением относятся к суфизму — одному из направлений классической мусульманской философии, и поэтому в целом стараются избегать межконфессиональной борьбы с шиитами.

"Исламское государство" исповедует более жесткую идеологию ваххабизма/салафизма, которая тоже принадлежит мусульманам-суннитам. Однако они не верят в суфизм и считают шиитов неверными.

Устанавливая свое присутствие в Афганистане (Хорасане), ИГ заявило, что делает это для того, чтобы ввести на этой территории таухид (единобожие, монотеизм) — догмат о единственности и единстве Аллаха, и истребить Ширк (политеизм).

Богословы из движения "Талибан" выпустили фетвы (религиозные эдикты) против законности существования ИГ и ее идеологии, и назвали борьбу с организацией оправданной, так как она ведется на религиозной почве.

Какова роль беспилотников?

Авиаудары стали серьезной проблемой для новоиспеченных боевиков "Исламского государства" в Афганистане. ИГ назначила бывшего командира талибов в Пакистане Хафиза Саида Хана своим "губернатором Хорасана", а высокопоставленного экс-командира талибов в Афганистане Абдула Рауфа Хадема его заместителем.

Однако через две недели после своего назначения, 9 февраля, Хадем был убит в ходе налета беспилотников в Гельменде. А еще через несколько дней при таких же обстоятельствах был убит человек, сменивший его на посту.

В конце июля в бомбардировке сил США в провинции Нангархар был убит другой высокопоставленный командир ИГ Шахидулла Шахид — в прошлом командир талибов в Пакистане. ИГ опровергло информацию о его гибели, но не предоставила доказательств того, что он жив.

Как сообщают афганские официальные источники и пресса, в 2015 году около 1000 боевиков ИГ в Афганистане были убиты в ходе авианалетов американских беспилотников и во время боевых действий против талибов.

Насколько афганцы боятся ИГ?

В ряде случаев боевики "Исламского государства" использовали гораздо более жестокие и тщательно спланированные методы расправы над своими оппонентами, чем любые другие экстремисты, действующие на Ближнем Востоке. Особая жестокость была проявлена в провинции Нангархар, которая по сути является столицей ИГ в Афганистане.

Один из видеороликов, распространенных в августе, вселил особый ужас в население по всей стране.

На нем джихадисты ведут группу людей с завязанными глазами, включая старика, на вершину холма и заставляют их сесть на лунки в земле, наполненные взрывчаткой.

Титр в видео гласит: "Сторонники монотеизма мстят отступникам". На кадрах хорошо видны последствия этой мести — разлетающиеся части тел вперемешку с землей и грязью.

В некоторых районах провинции Нангархар боевики ИГ заставили селян предоставить своих жен новичкам "Исламского государства", запретили курение и продажу сигарет.

Наркотики, включая выращивание мака, также запрещены. В декабре ИГ запустила собственную радиостанцию в Нангархаре, которую использует в целях пропаганды и привлечения новых бойцов.

Боевики ИГ ограбили и сожгли сотни домов своих оппонентов, а наиболее привлекательные заняли сами.

С одной стороны, идеология ИГ и провозглашение Халифата привлекли в организацию многих выходцев из Центральной и Южной Азии, но с другой — их жестокость отвратила от них большинство жителей региона.

Что дальше?

Появление "Исламского государства" в Афганистане представляет большую угрозу господству талибов. Но во многом это и помогло. Лидеры талибов уже начали диалог с несколькими странами региона, уверяя их, что они не позволят ИГ закрепиться в Афганистане и угрожать стабильности всех вокруг.

Страны, такие как Иран, Китай и Россия, вынуждены пересмотреть свою политику в отношении талибов, исключавшую до этого момента всякую взаимосвязь с ними.

Сейчас талибы воюют сразу с двумя врагами — "Исламским государством" и афганским правительством и его западными союзниками.

ИГ сталкивается со значительными трудностями в своем стремлении стать главной силой на довольно запруженном рынке радикалов. Но если бы вдруг им это удалось, то это не только фундаментально изменило бы саму концепцию исламистского мятежа, но и поставило бы крест на надежде наладить в Афганистане процесс мирного урегулирования.

Нестабильность охватила бы также более обширные территории. И если страны региона не примут какую-нибудь совместную программу действий по достижению стабильности, их будущее представляется весьма мрачным.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!