Foto: Reuters/Scanpix
Независимая комиссия в Норвегии пришла к выводу, что полиция могла бы предотвратить взрыв в центре Осло, совершенный Андерсом Брейвиком, а также могла бы обезвредить его ранее, чем это было сделано.

Андерс Брейвик признает, что 22 июля прошлого года он убил 77 и ранил 240 человек. Большинство его жертв были участниками молодежного лагеря на острове Утойя.

Судебный процесс над Брейвиком закончился в конце июня, вердикт должен быть вынесен 24 августа.

Судьи должны решить, является ли он вменяемым, после чего станет ясно, грозит ли ему тюремное заключение или же принудительное лечение в психиатрической больнице.

Звонок о мужчине с пистолетом

В обнародованном в понедельник отчете комиссии отмечается, что Брейвика можно было остановить до того, как произошел взрыв в правительственном квартале Осло. Эксперты также раскритиковали медлительность полиции после того, как стало известно о стрельбе на острове Утойя.

Комиссия, которую возглавляла адвокат Александра Бех Йорв, пришла к выводу, что взрыв в Осло можно было бы предотвратить, если бы уже существующие меры безопасности применялись более эффективно.

Среди прочего, комиссия задается вопросом, почему улица, на которой находится канцелярия премьер-министра, не была закрыта для дорожного движения, как было рекомендовано еще семь лет тому назад.

В докладе также говорится, что через 10 минут после взрыва в центре Осло в полицию позвонил человек и подробно описал внешность увиденного им мужчины с пистолетом, одетым в защитную форму.

Полиция отреагировала на это сообщение лишь через два часа.

Поиски катера

Как говорится в докладе комиссии, несмотря на то, что было ясно, что в Осло произошел теракт, общенациональная тревога не была объявлена. Не было установлено блокпостов на дорогах, не было сделано никаких попыток задействовать вертолеты, а полиция Осло отказалась от предложений о помощи со стороны соседних районов.
Комиссия также критикует полицию за то, что ее сотрудникам понадобилось 35 минут для того, чтобы добраться до острова Утойя, что, по словам авторов доклада, является "неприемлемым".

Сообщения о стрельбе на острове Утойя поступили 22 июля в 17:25 по местному времени. Первый полицейский патруль прибыл к берегу озера через полчаса, но полицейские даже не попытались найти лодку с тем, чтобы добраться до острова.
Через 14 минут туда же прибыла команда из 11 человек из спецназа "Дельта" из Осло. Их надувная лодка сломалась, и им пришлось использовать два катера местных жителей.

Факты и понимание

Комиссия также критикует недостаточную степень сотрудничества между полицией и остальными службами безопасности Норвегии. Многие до сих пор задаются вопросом, почему контрразведка не смогла обнаружить Брейвика до того, как он совершил свои преступления.

Однако комиссия пришла к выводу, что хотя Служба безопасности Норвегии могла что-то знать о Брейвике до 22 июля 2011 года, она "не могла бы предотвратить" это нападение.
По словам премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга, хотя доклад независимой комиссии не может изменить произошедшего, он "важен, так как дает нам факты и понимание — понимание того, что произошло".

Кровавые события 22 июля прошлого года, признанные в Норвегии самые страшными актами насилия со времен Второй мировой войны, вызвали в стране ожесточенную дискуссию о терпимости и демократии.

В своем манифесте и выступлениях в суде Брейвик оправдывал свои действия как попытку остановить исламизацию Норвегии. Однако власти страны неоднократно заявляли после тех трагических событий года, что не откажутся от политики открытости.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!